Стр. 61 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

в., бытуя у различных сословий общества допетровской
Руси. Наиболее раннее упоминание термина «сарафан»
датируется XIV веком. В середине XIX в. областью
распространения различных типов сарафана были
северо – западные и северо – восточные территории
европейской части России и некоторые центральные
губернии.
Исторические судьбы Калужского края складывались
так, что в этническом плане это была территория
соприкосновения различных групп населения (и не
только русского), заселявших край в различное время,
со своими особенностями в традиционной культуре,
которые иногда сохранялись довольно долго, отражаясь
в своеобразии местного крестьянского быта, в том числе
и костюма. На территории края выделялось несколько
обособленных районов, объединявших до двух десятков
деревень с единым хозяйственным укладом, где вплоть
до начала XX в. сохранялись устойчивые формы
традиционной одежды. Наиболее известны благодаря
«Гамаюнщина» на
правобережье р. Оки под Калугой и «Монастырщина» в
Перемышльском районе - поселения бывших
монастырских крестьян, расположенные в устье р.
Жиздры и по течению р. Пторы. Очень кратки
упоминания о «Низине» - группе деревень,
расположенных по р. Жиздре (д. Дешовки, с. Березичи и
др.) в Козельском районе. В юго – западных районах
Калужского края на территории Жиздринского Полесья
сформировались свои особенности в традиционном
костюме (южная часть Ульяновского района,
Хвастовичский, восточная части Жиздринского района).
Эти земли представляли самую северо – восточную
оконечность обширного региона Восточного Полесья,
протянувшегося по территории Беларуси и части
Украины. Поэтому в Жиздринском Полесье были
неудивительны наслоения различных белорусских и
украинских черт традиционной культуры.
По художественному строю, характеру декора, цветовой
гамме крестьянский костюм Калужского края очень
близок к костюму западных районов Тульской области,
как и вышивка.
Характеризуя традиционный крестьянский костюм
Калужского края, необходимо отметить, что он делился
на праздничный, будничный и рабочий, отличавшиеся
не только декором, но и тканями, из которых
изготавливался. Определенные изменения были также
связаны с возрастными различиями, девушки не носили
юбку – поневу, и их головной убор оставлял открытыми
волосы, в отличие от женского головного убора,
обязывавшего по обычаю замужнюю женщину
полностью покрывать голову. Костюм пожилой
женщины отличался очень скромным декором. Особо
/ Костюм женский. Конец XIX в. Перемышльский район
Монастырщина