Стр. 23 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

Да вот масляница
Са дварая съежжаить,
,
*34
Ее девушки и гастевать аставляють:
Как на масляной неделе
Са стала блины летели,
И сыр и тварох -
.
*36
(дер. Горки)
Как на масляной недели
Из печи блины летели
*37
(дер. Квань, Калужского р-на)
Да вот масляница, а пагастюй неделькю,
Да кургузая, погастюй другая. -
Да вот, девушки, и я паста баюся
*35
(дер. Горки, Перемышльского р-на)
Масляница свилагузка,
Абманщица голагузка,
*38
(дер. Квань, Калужского р-на)
Прошали масляна,
Кончилась гулянье
Идем таперь
*39
отправлялась в соседнюю деревню. Жители этого селения выносили на улицу табурет и ставили на него
тарелку с блинами - как будто помянуть покойника (масляницу). Блины эти поедались. «Поп» с
некоторыми своими приятелями заходил в какую-нибудь избу, куда их звали закусить и выпить. Число
участников процессии увеличивалось, так как присоединялись жители этой деревни, шествие
возвращалось в то селение, откуда вышло, где вновь «поминали». Под конец вечером сноп бросали, и его
разрывали ребятишки.
В д. Жарки Калужского р-на обычай хоронить масляницу дожил до 1930 г. включительно. В этом селении
еще дня за два до масляной соломенную куклу наряжают в рубаху, поневу, занавеску, платок и вторую
куклу одевают парнем. Парочка красуется на деревне где-нибудь на виду - на погребице, перед ними
сковородка и бутылка. Издавна имеется в этой деревне длинный досчатый ящик - гроб масляницы,
который весь год хранится в какой-либо избе, где его употребляют для ссыпки ржи и пр. На третий день
масляницы куклу (женскую фигуру) несут хоронить в этом гробе. Впереди идет в бобриковом халате
«поп», у него деревянное самодельное кадило, которое берегут из года в год вместе с гробом. Гроб несут
4 парня, за ними ребята и девицы, все поют и голосят. Куклу относят за деревню в вершину, там ее
Это ритуальное погребение нашей «масляницы» сближает ее фигуру с теми умирающими и
воскресающими богами плодородия, культы которых, столь распространенные в былое время, описаны
Д. Фрэзер в его книге «Золотая ветвь».
В то время, как «похороны масляницы» и жжение соломы представляют из себя в Калужском крае
вымирающие обряды, - гулянье «проводы масляницы» является в настоящее время обычаем
распространенным.
После дневного катания на лошадях и с гор, шествия с «куклой», присказок ряженных, гулянья с
протяжными песнями и прибаутками, в прощеное воскресенье вечером на улице играют следующие
песни для прощания с масляницей:
Эти песни поют в прощеное воскресенье поздно вечером, около полуночи. Последнюю песню играют
три раза на жалобный мотив, после чего гуляющие идут домой. Старшие начинают обряд прощания (12
час. ночи). «Прощаются» со всеми семейными; старикам кланяются в ноги со словами: «Батюшка (имя и
отчество), прости христа ради». Маленьким кланяются в пояс. Ходят прощаться и по соседям. Когда
«распрощаются», то на улицу уже не выходят. «Шабаш - игры нет». Молодежь в последние годы в обряде
прощания не принимает участия. До революции в это же воскресенье старшее поколение ходило на
кладбище прощаться с «родителями». Придя на могилу, кланялись, говоря: «Батюшка (имя и отчество),
прости христа ради».