вместе с куклой и, накрыв все белой тканью, закрывали крышкой и хоронили на Вознесение под деревом
за селом. Далее все участницы обряда кумились.
В обряде в основном кукол делали безликими. Эта же традиция перешла и на изготовление игровых
домашних кукол. Дети решали этот вопрос сами и рисовали кукольные лики, используя подручные
материалы: угольки, сок растений, чернила, карандаши. У кукол, изготовленных для ярмарочной
продажи, лица обозначались простыми стежками вышивки.
На сегодняшний день тема текстильной куклы пользуется большим интересом не только у мастеров и
коллекционеров, но и среди населения различных социальных групп и возрастов. Большим вкладом в
развитие данного направления, поиск и изучение традиционных техник изготовления текстильной куклы
нашего края, стало проведение Калужским областным центром народного творчества цикла семинаров –
практикумов, с дальнейшим изданием научно-методических материалов. Участники семинаров учатся у
современных исследователей и собирателей традиции создавать образцы бытовавших в регионе
традиционных тряпичных кукол из современных материалов, но с тщательным соблюдением старинных
техник и технологий с целью фиксации, сохранения и придания новой жизни народной традиции в
современном обществе.
В.Б. Востриков, специалист Калужского областного центра народного творчества.
Библиография
1. Шереметьева М.Е. Хлеб и обрядовое печенье в быв. Перемышльском уезде Калужской губернии.
Известия Госуд. Рус. Географ.Общ-ва, вып.II, Л., 1929.