/ М.С. Зубковой д. Прудки Кировский р/н, 80-е годы XX в.
Из коллекции Калужского областного центра народного
творчества
/ Кукла–кукушка из травы ятрышник в шитом наряде.
Реконструкция Г.Н. Кузнецовой. Из коллекции Сосенского
культурно - досугового объединения, Козельский район
ярмарочным сувениром, предметом
коллекционирования.
По воспоминаниям носителей традиции, в начале ХХ
века калужские деревни жили не богато, и крестьяне
были необычайно бережливы. Традиционно кукол
изготовляли из дерева, глины, корней травы, различных
текстильных материалов. Однако тряпичная кукла,
получила более широкое распространение в связи с
простотой изготовления, доступностью материала и
широкой вариативностью конечного результата.
Большинство опрошенных мастериц отмечали, что «для
кукол брали лоскут какой есть! И уже не нужен, ветхий и
даже на залатки не пойдет…» или «какой мать или
бабушка от старой юбки оторвала, тот и пойдет…».
Именно такие, простые по технологи изготовления
закруток, но неповторимые по своему архаичному
смысловому образу, были зафиксированы в
Жиздринском уезде в начале ХХ века.
Куклы крестьянских детей были просты в изготовлении:
кусочек ткани скручивали столбиком, делали закрутку,
перевязывали нитками и наряжали тем, что было под
рукой. Но путь к этой «экономной простоте» лежал через
строгое соблюдение традиций старинного ремесла по
работе с тканью. Калужские мастерицы за столетия
наполнили данное рукоделие большим количеством
техник изготовления тряпичной куклы (жгут, столбушка,
узловая, закрутка, скрутка) и смысловых образов
(берегини, люди, дети, животные). Безусловно, простые
крестьянки не были знакомы с терминами «техника» или
«образ». Из уст в уста они передавали друг другу строгий
канон и порядок действий в виде простых фраз: «Так
делала моя мать, и бабушка, и я так делаю, и тебе
поручаю…» или «…если куклу сделать не так, то она и
помогать не будет…». Следование канону, как
почитание памяти о давно ушедших предках, возможно
и позволило сохранить древнейшее ремесло.
Но, несмотря на преобладание определенных техник,
все же конструкция кукол различалась по территориям.
Так в Кировском, Куйбышевском, Людиновском районах
мастерили куколок без рук, но с ножками-палочками
привязанными к скрутке-тулову и обмотанными тканью,
«как в сапожках». Ярким образцом этой традиции
является коллекция игровых кукол мастерицы
М.С. Зубковой (Кировский р-он). В Юхновском районе
дети играли куклами-льнянушками. В Калуге,
Козельском, Бабынинском, Перемышльском и других
районах наравне с куклами-закрутками, кукол шили.
Почти все обрядовые праздники в деревнях
проигрывались на куклах. Особенно любили «играть в
свадьбу». Причем, играли в основном взрослые. А дети
были активными участниками и зрителями. Так,