Стр. 116 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

жалованию выполняли обязанности посредников по скупке и обеспечиванию материалом на выгодных
для мастериц условиях. Для решения этих задач новые посредники связывались в Москве со складом
кустарных изделий, состоящим под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Правление склада, как правило, всегда оказывало всяческое содействие в развитии кустарного
производства. Калужским губернским Земством предпринимались попытки командировать одну из
боровских учительниц для обучения производству в школу кружевниц Московского губернского Земства
в селе Александровском Подольского уезда, основанную в 1893 году. Подобные школы в России готовили
инструкторов-педагогов по кружевоплетению. Но они не могли в целом изменить условия производства,
избавить большую часть мастериц от эксплуатации скупщиков. Не случайно Е.Н. Половцова, одна из
активных организаторов в этой области, в выступлении на съезде деятелей кустарной промышленности
в 1913 году говорила о том, что огромное разнообразие русского кружева не учтено производством, что
"...многие чудесные образцы его до сих пор далеко не использованы для широких слоев русской
публики".
Таким образом, упадок кружевного промысла в Калужской губернии во многом отражал общую картину
состояния данного производства в России. Русское кружево в начале двадцатого века располагало
хорошими материалами, мастерицами, наличием местного материала, сложившимся национальным
характером произведений, оно вышло на мировой рынок, но для его сохранения и развития была
необходима коренная перестройка всей системы его производства.
Таким образом, на протяжении своего существования калужское кружево сложилось в самостоятельную
отрасль декоративно-прикладного искусства края. В художественном отношении калужское кружево
развивалось, с одной стороны, в русле общих традиций русского промыслового кружева, с другой, –
ориентируясь на функциональную практику и стилистику местного народного орнамента. Охват
кружевным промыслом крупных уездов губернии и большого числа мастериц позволяют считать эту
отрасль достаточно значительной в общей системе художественных промыслов Калужского края.