/ Калужское кружево
Стилистически калужское промысловое кружево, в
частности боровское, было очень близко кружеву
подольскому. Многие образцы часто повторяют его.
Кружево многопарное, с цветочными рисунками на
тюлевом фоне, с тонкими решетками, со сканью
обводов. И техника, прежде всего обводка сканью всех
контуров узора, и орнаментальные мотивы
растительного характера происходят из одного
источника – европейского легкого кружева типа "малин".
При этом калужское кружево - это особая тонкость,
явное предпочтение тюлевому фону, легкие
растительные узоры. Встречаются и геометрические
мотивы, но они сопровождаются, как правило,
схематическими растительными элементами. Кружево
калужских мастериц ценилось за легкость и изящество,
пользовалось спросом в белошвейных мастерских
Москвы.
На протяжении своего существования калужское
кружево сложилось в самостоятельную отрасль
декоративно-прикладного искусства края. Объем
производства, охват кружевным промыслом крупных
уездов губернии и большого количества мастериц
позволяют считать эту отрасль достаточно значительной
в общей системе художественных промыслов
Калужского края.
Кружевной промысел в Калужской губернии в 1910-е
годы стал постепенно приходить в упадок. Анализ
экономического состояния промысла позволяет
конкретизировать причины данного явления. Орудия
производства и материалы для кружева были
сравнительно дешевыми. Но кружевницы теряли почти
половину заработка, так как неорганизованность
производства и сбыта делали их зависимыми от
посредника. Материалы для кружева приобретались не
оптом, а в розницу и, следовательно, по более высокой
цене. Необеспеченность сбыта заставляла уступать
торговкам до десяти процентов заработка. Мастерицы
находились в полной материальной зависимости от
посредников и скупщиков, которые ссужали их нитками,
керосином, хлебом, за что приходилось расплачиваться
кружевом, уступая его по заниженной цене, а материал и
ссуду брать по повышенной.
Коренным образом изменить условия труда и быта
кружевниц в условиях экономического развития России
того времени было невозможно. Но попытки улучшить
материальное положение мастериц, поднять
технический и художественный уровень производства
кружева в конце XIX века предпринимались
представителями Земской Управы и отдельными
общественными деятелями. Так, в Боровском уезде
имело место привлечение к организации промысла
местных учителей, которые за определенную прибавку к