При строительстве зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля (см. авторское описание особняка в журнале "Зодчий" за 1901 год). Здесь есть и любимые Кекушевым плавные закругления верха оконных проёмов с переплётами из мореного тёмного дуба, и далеко вынесенный карниз, и лента геометрического орнамента, венчающая небольшую угловую лоджию с преувеличенно укороченной колонкой, неожиданно врезанной в компактный объем здания. Удивительно красиво сочетание золотистого боровичского кирпича, серого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Автором мозаики над входом предположительно является британский архитектор и художник Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма "WW"), соавтор проекта гостиницы «Метрополь».
Хотя Кекушев строил особняк для себя, он почти сразу же был продан фабриканту Отто Листу, а затем и Наталье Кусевицкой из богатой семьи Ушковых, чьё состояние сыграло значительную роль в деятельности её мужа – виртуозного контрабасиста, известного дирижера и музыкального просветителя Сергея Кусевицкого.
В 1909 году в доме жил друг Кусевицкого – композитор Александр Николаевич Скрябин, к которому приходил сюда за советом о дальнейшей карьере 19-летний Борис Пастернак.
В этом доме проходили заседания Российского Музыкального Общества, часто бывали композиторы С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер, а в 1913 году здесь останавливался Клод Дебюсси во время своих гастролей. Здесь музицировали Елена Гнесина, Александр Гречанинов, Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов и другие известные музыканты.
В середине XX века в особняке находилось посольство Аргентины, позднее он был передан представительству Правительства Калужской области, которому в настоящее время и принадлежит.
Сергей Кусевицкий родился 26 июля 1874 года в Вышнем Волочке Тверской губернии в семье музыкантов. В 1894 году после окончания училища был приглашен в оркестр Большого театра, в котором проработал свыше 10 лет. В 1903 году в Берлине состоялся его первый сольный концерт. В 1905-м он женился на Наталье Константиновне Ушковой (дочь крупного чаеторговца), которую отличали также разносторонние художественные таланты – она была пианисткой, серьезно занималась скульптурой. Став богатым человеком, Кусевицкий ушел из Большого театра. А 23 января 1908 года состоялся дебют дирижера Сергея Кусевицкого.
Начав с классического репертуара, Кусевицкий все больше и больше обращается к произведениям своих современников – С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского. При поддержке тестя, мецената-миллионера Константина Ушкова, в 1909 году он основал «Российское музыкальное издательство», которое пропагандировало творчество молодых российских композиторов. Именно здесь были впервые опубликованы «Петрушка» и «Весна священная» Стравинского, многие сочинения Скрябина, Метнера, Прокофьева.
В 1917 году Кусевицкий был назначен дирижером и музыкальным руководителем Государственного симфонического оркестра в Петрограде. После Октябрьской революции его лишили состояния, были национализированы издательство, оркестр, художественные коллекции. Однако он продолжал активно работать, был членом художественного совета при музыкальном отделе Наркомпроса, инициатором многих начинаний в музыкальной жизни России
В 1920 году Луначарский предложил Кусевицкому возглавить оркестр в Москве, но он отказался и попросил разрешения выехать в Берлин, чтобы наладить работу зарубежного филиала издательства. Разрешение было дано, и в мае 1920 года Кусевицкие навсегда уехали за границу. Сначала они жили в Париже. Там Серж Кусевицкий продолжил свою издательскую деятельность, выступал с сольными концертами, но главным оставалось дирижирование. В 1921 году Кусевицкий вновь создал оркестр, с которым начал ежегодные циклы «Симфонических концертов Кусевицкого» в парижской Гранд-опера (продолжались до 1930). 2 сентября 1924 года правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона.
В 1923 году он стал руководителем Бостонского симфонического оркестра и уехал в Америку. В Тэнглвуде основал музыкальную академию, где воплотил давнюю мечту о «храме искусств», объединяющем разные сферы художественной деятельности. Воплощением этой идеи была и вся жизнь Кусевицкого – виртуозного контрабасиста, известного дирижёра и музыкального просветителя.
Александр Николаевич Скрябин (1871/72–1915) – русский композитор, пианист, педагог.
Его отец был дипломатом, мать – пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С.И. Танеева и А.С. Аренского. Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. В 1904–10 жил и работал за рубежом. Занимался педагогической деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве.
Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры конца XIX — начала XX вв. В его творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. Он был яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света, что связано с обращением к цветному слуху.
Творчество Скрябина оказало существенное влияние на фортепианную и симфоническую музыку ХХ века.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) – русский композитор, пианист, дирижёр.
С 4-5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепиано. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885 — в Московской консерваториях. Среди его педагогов: Н.С. Зверев и А.И. Зилоти (фортепиано), А.С. Аренский и С.И. Танеев (теоретические предметы, композиция). Большое влияние на развитие композитора оказал П.И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904–06 – Большого театра. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом. В 1909–12 активно участвовал в деятельности Русского музыкального общества. С 1918 года поселился в США. В 1918–43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941–42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.
Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа ХIХ–XX вв. Он был проникновенным певцом русской природы. Музыка его обладает неповторимым мелодическим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепианным произведениям. При этом Рахманинов – один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в его игре высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство.
Клод Дебюсси (Claude Debussy, 1862–1918) – французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик.
Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).
Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции. Значительным было воздействие русской музыки, а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров ХХ века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.
Николай Карлович Метнер (1879–1951) – композитор, пианист, один из главных создателей русской фортепианной музыки первой половины XX в..
В детстве занимался музыкой с матерью, затем с дядей Ф.К. Гедике, музицировал вместе с братьями, в том числе играл на скрипке в детском оркестре А.А. Эрарского, созданном в 1888 году. В Московской консерватории учился как пианист у А.И. Галли, П.А. Пабста, окончил её по классу В.И. Сафонова (1900). Имел блестящий успех как пианист, концертировал в России (с 1904 также за рубежом), исполняя произведения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П.И. Чайковского и свои сочинения. С 1906 давал ежегодные авторские концерты. Доводя исполнение до совершенства, выступал в Москве один-два раза в сезон. В 1900-х гг. работал в частной музыкальной школе Л.Э. Конюса, в Елизаветинском институте. Один из основателей Народной консерватории (1906). Член совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 С.А. Кусевицким. Был связан с деятельностью «Дома песни». В 1909—10, 1915—19 профессор класса фортепьяно Московской консерватории. Около 1909 познакомился с Рахманиновым, который ценил его как музыканта и поддерживал в годы эмиграции (посвятил ему свой 4-й концерт для фортепьяно с оркестром).
В конце 1921 уехал за границу, с 1936 жил в Великобритании. В феврале 1927 приезжал на трёхмесячные гастроли в СССР; с почестями встреченный московской публикой, дал семь авторских концертов. 13 апреля в Большом зале консерватории впервые в Москве исполнил свой 2-й концерт (посвящён Рахманинову) с оркестром Большого театра под управлением А.К. Метнера.
Борис Леонидович Пастернак (29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960) – русский поэт, писатель.
Родился в Москве, отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой.
Под влиянием крупного русского композитора А.Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.
Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.
В стихотворении, посвященном Пастернаку, А. Ахматова писала: "Он награжден каким-то вечным детством". "Вечное детство" составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир, не уставая удивляться ему, восхищаться его пленительным разнообразием.
Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах. Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака. В судьбе русского интеллигента – героя романа «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручён сыну Пастернака в 1989) – обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны.
Известны переводы Пастернаком "Фауста" Гете, трагедий Шекспира, а также стихотворных произведений поэтов национальных республик нашей страны и зарубежных народов.
Современный вид и статус особняка
Представительство Правительства Калужской области при Правительстве РФ
Один из известных московских особняков находится по адресу Глазовский переулок, дом 8
и является в настоящее время собственностью Калужской области.