План мероприятий по реализации стратегииПлан мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года утвержден постановлением Правительства Калужской области от 14.02.2019 № 107 (в редакции от 07.07.2020 № 517, от 12.10.2021 № 689) - комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти и обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития региона. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам принятия и организации выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии СЭР определяются Федеральным законом №172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Отчет о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии СЭР Калужской области: Стратегия Калужской области реализуется в три этапа: 1 этап: 2009 – 2013 гг. – акцент делается на технологическую модернизацию в выбранных сегментах и преодоление инфраструктурных ограничений.
2 этап: 2014 – 2019 гг. – привлечение на территорию области новых жителей, сохранение существующих. Для этого необходима системная работа с качеством среды обитания. Отдельные элементы инновационной инфраструктуры используются для системного девелопмента среды. 3 этап: 2020 – 2030 гг. – использование комбинации инновационных, человеческих и средовых ресурсов территории, образующих каркас, для эффективного развития.
Реализация Стратегии Калужской области подразумевает достижение 3 приоритетов за счет развития 9 пространственных кластеров и реализации 13 проектов. Исходя из перспектив развития области и с учетом стратегических целей федерального уровня, выстроена следующая система стратегических приоритетов для Калужской области:
На первом этапе, который завершился в 2013 году, акцент делался на технологическую модернизацию в выбранных сегментах и преодоление инфраструктурных ограничений. Можно констатировать, что запланированные мероприятия и проекты реализуются в соответствии с этапами реализации. Регион нарастили свой финансовый и инвестиционный потенциал. При этом бюджет области имеет социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу составила 59,6% от общего объема расходов бюджета. В структуре расходов консолидированного бюджета области значительный удельный вес занимают расходы на образование – 27,5 %, на национальную экономику – 21,2 %, на социальную политику – 13,6 %, на здравоохранение – 13 % и на жилищно-коммунальное хозяйство – 9,6 %. Основной посыл «Человек – центр инвестиций» реализуется на деле – достигаются запланированные показатели по обеспеченности жильем жителей области, росту среднемесячной зарплаты в сравнении с прожиточным минимумом и продолжительности жизни. Калужская область на протяжении ряда лет занимала четвертое место по среднедушевым денежным доходам населения после г.Москвы, Московской и Белгородской областей, а в 2014 году – вышла на третье. Созданы новые отрасли – автомобилестроение, фармацевтика, туризм, логистика. Активно развиваются агропроизводство, жилищное строительство. Это диверсифицирует экономику области и повышает ее устойчивость. Изменилась система профессионального образования, направленного как на обеспечение трудовыми ресурсами предприятий, обладающих новыми для Калужской области компетенциями, так и развитие существующих. К наиболее значимым результатам реализации Стратегии Калужской области с учетом развития кластеров и реализации проектов можно отнести следующие: 1. Высокий уровень реализации запланированных приоритетов Стратегии Калужской области в соответствии с этапами. 2. Достижение бездотационности бюджета региона. 3. Совершенствование государственных мер поддержки инвестиционной деятельности, снятие административных барьеров (в том числе по сокращению и упрощению процедур, связанных с сопровождением проектов и выдачей разрешительной документации), активное использование механизма частно-государственного партнерства в направлении создания индустриальных парков, позволяющих концентрировать инвестиционные потоки и тем самым минимизировать расходы как региона, так и инвесторов на размещение производств. 4. Принятие решения о создании ОЭЗ промышленно-производственного типа , действие которой позволит повысить темпы социально-экономического развития Калужской области в целом и ее южных территорий в частности. 5. Создание нового направления развития области – автомобилестроения. Привлечение на территорию области крупнейших производителей легковых и грузовых автомобилей, а также автокомпонентов. Запланированное строительство завода двигателей концерном «Фольксваген» дало старт для перехода от промышленной сборки к более глубокой локализации производства автомобилей. 6. Создание профессионального образования, направленного как на обеспечение трудовыми ресурсами предприятий, обладающих новыми для Калужской области компетенциями, так и развитие существующих. Одним из перспективных направлений является создание ресурсных центров по наиболее значимым направлениям подготовки. В целях подготовки специалистов для предприятий региональных кластеров создан учебный центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности с использованием системы дуального обучения, которая предусматривает комбинирование теоретического обучения в учебном заведении и производственное обучение на предприятии, позволяющее приобрести практические навыки и опыт работы. Под новые компетенции в автомобилестроении стартовал проект по подготовке мехатроников и автомехатроников высшего звена в КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ведется работа по созданию центра подготовки кадров для фармацевтических производств, созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций, готовящих специалистов по дуальной системе в области строительства, сельского хозяйства и машиностроения. Данная работа будет способствовать повышению качества региональной системы образования и подготовке квалифицированных специалистов для предприятий региона, а как следствие – повышению качества жизни жителей области и инвестиционной привлекательности региона. 7. Формирование сбалансированной высокотехнологичнкой цепочки по разработке и внедрению готовой фармацевтической продукции, позволяющей стать Калужской области не только центром локализации фармацевтических производств с промышленным выпуском конечной продукции, но и заниматься научными разработками и опытно-клиническими исследованиями новых субстанций с доведением их до готовых лекарственных форм. С 2010 года на площадке первого наукограда Обнинска проводится Инновационный форум, который предлагаем в качестве площадки для выработки предложений, направленных на разработку решений, практических рекомендаций и мер по реализации инновационного сценария развития экономики не только Калужской области, но и Российской Федерации. В числе региональных приоритетов - завершение строительства технопарка в сфере высоких технологий «Обнинск» и заполнение его резидентами. Технопарк совместно с проектом строительства Федерального центра ядерной медицины и Центра доклинических исследований по стандартам GLP на базе МРНЦ МЗСР РФ – ключевые звенья в повышении эффективности нашей инновационной политики и инновационности экономики. Его реализация позволит не только решить задачу обеспечения населения Российской Федерации современными лекарственными препаратами, но и улучшить диагностику и лечение онкологических заболеваний с использованием уникального опыта в ядерной медицине. Программа развития инновационного территориального кластера «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина на территории Калужской области» вошла в число победителей проведенного конкурса пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Указанный конкурс прошел по инициативе Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. 8. Организация логистики, включающая развитие всех ее составляющих. В Калужской области реализуются крупные логистические проекты по строительству логистических центров в «Индустриальном парке «Ворсино» (Боровский район) и Росве (г. Калуга). Ключевой проект – мультимодальный логистический центр «Фрейт Вилладж Ворсино», предоставляющий комплексное транспортно-экспедиционное и сервисное обслуживание на территории Индустриального парка «Ворсино» - это сочетание трех видов транспорта – авто, авиа и железнодорожного транспорта в едином мультимодальном терминале. Создаваемый в формате «грузовой деревни», комплекс включает в себя железнодорожный терминал, таможенную зону, деловой центр ВЭД, контейнерный терминал и кросс-докинг. Уникальное расположение комплекса (он граничит с Москвой в новых границах), позволяет рассчитывать на обслуживание транспортных потоков не только Калужской области, но и части московского транспортного узла. Другая часть логистического проекта - «Фрейт Вилладж Росва» – транспортно-логистический центр, расположенный рядом с г.Калуга, и созданный с целью оптимизации логистических операций резидентов индустриальных парков Калужской области «Грабцево», «Росва», «Калуга-Юг», а также обслуживания других участников ВЭД. В ближайшие годы планируется организация авиаперевозок с международного аэропорта «Калуга» и аэродрома «Ермолино», расположенного на границе Калужской и Московской областей. 9. В рамках принятой в 2011 году федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» Калужская область вошла в число 25 наиболее перспективных регионов федерации с высоким туристическим потенциалом. Активно реализуются уникальные проекты культурно-образовательного туристического центра «Этномир», парк птиц «Воробьи» и арт-парка «Никола-Ленивец», возникшего на основе зимнего и летнего фестивалей ландшафтных объектов «Архстояние». Активно развивается аграрный туризм, который создает рабочие места в сельской местности и способствует сохранению экономической активности в сельскохозяйственных районах области. По числу объектов агротуризма Калужская область занимает одно из лидирующих мест среди регионов России, наряду с Алтайским краем и Иркутской областью. 10. С целью создания благоприятных условий жизни, улучшения жилищной обеспеченности населения, снижения стоимости строительства, обеспечения предприятий квалифицированным персоналом ведется реализация программ строительства жилья, в том числе арендного жилья и жилья для профессионалов. Калужская область одной из первых приступила к реализации проекта строительства арендного жилья. Приоритетом для развития жилищного строительства является комплексная малоэтажная застройка, где планируется сразу размещение социальной инфраструктуры под проектируемые мощности. Организация массового жилищного строительства требует развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов, применения новых, в том числе энергоэффективных технологий, а также возобновляемых источников энергии. 11. В целях укрепления продовольственной безопасности и импортозамещения основных продуктов питания ведется активная работа по развитию молочного скотоводства (в том числе на основе высокотехнологичных механизмов), специализированного мясного скотоводства, птицеводства, тепличного овощеводства и других отраслей. По новой технологии и на прочной племенной базе получило развитие специализированное мясное скотоводство. В связи с дополнительным финансированием этого направления хорошие перспективы открываются и для более мелких товаропроизводителей, включая фермеров и личные подсобные хозяйства, которые могут на кооперативной основе взаимовыгодно сотрудничать с крупными хозяйствами. В Калужской области в мясной подотрасли животноводства имеется четыре племенных репродуктора. Хорошие перспективы имеются в птицеводстве.
______________________________
Дата изменения: 09.03.2022 16:23 |