Доклад24 февраля 2010 года
Доклад министра экономического развития Калужской области Р.А. Заливацкого на расширенной коллегии министерства экономического развития Калужской области о результатах работы в 2009г.
Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Уважаемые коллеги, участники совещания, дамы и господа! 2009г был, безусловно, годом сложным. Общемировыми можно считать процессы спада производства и потребления. Россия, к сожалению, но это было объективно неизбежно, не осталась в стороне от кризиса, экономика демонстрировала спад: снизился объём ВВП, увеличился уровень безработицы, стали недоступными кредитные ресурсы. Влияние и последствия кризиса мы ощутили и в Калужской области. Вместе с тем, министерству экономического развития области удалось выполнить ряд важных мероприятий, без которых существующее и, надо сказать, относительно стабильное положение вещей в экономике области было бы недостижимым. 2009 год ознаменовался тем, что на самом высоком уровне был поставлен неутешительный диагноз российской экономике. Уровень технологического отставания и изношенности основных фондов достиг критической точки. Одним из ключевых событий прошлого года стало послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, в котором были четко обозначены пути лечения экономики от «сырьевой зависимости»: это масштабная модернизация экономики, существенное повышение производительности труда, использование передовых технологий производства. И в этом плане у Калужской области уже есть определенный хороший задел. Первоначально взятый курс на привлечение инвестиций и создание большого количества рабочих мест оправдал себя. В области активно реализуются инвестиционные проекты. Подавляющее большинство наших партнеров подтвердили свои намерения. Уровень инвестиций в основной капитал остается стабильно высоким. И в первую очередь это происходит благодаря нашей инвестиционной политике. Мы завершили формирование основных механизмов и инструментов работы с инвесторами, федеральными институтами развития, создали передовые технологии привлечения инвестиций, которые, надо признать, активно тиражируется в других регионах, в том числе и прямо конкурирующих с нами. Эти механизмы получили высокую оценку руководством страны. Сформирована эффективная система управления инвестиционным развитием области. Была создана система аутсорсинга, скоординирована работа всех звеньев этой системы – я говорю, прежде всего, о наших региональных институтах развития – Корпорации развития Калужской области, Агентстве регионального развития и областном банке «Элита»; Огромный эффект мы получили от слаженной работы министерства с Представительством Правительства области в Москве. Именно Представительство даёт первый и, пожалуй, наиболее мощный импульс для развития дальнейших отношений с инвесторами! Налажено взаимодействие с федеральными и международными институтами развития – Европейским банком реконструкции и развития и Внешэкономбанком, и получили кредит для строительства необходимой инфраструктуры на беспрецедентно выгодных условиях; Мы добились минимального участия прямого бюджетного финансирования в расходах на создание инфраструктуры индустриальных парков и приступили к сокращению расходов бюджета за счёт использования доходов от деятельности по индустриальному девелопменту; Были выявлены и включены в поле возможностей активы – землю, объекты инфраструктуры, браунфилды, создали понятный для каждого потенциального инвестора продукт – базовое предложение по размещению производства в индустриальных парках. Создана нормативная база по государственной поддержке инвестиций. Да, мы предоставляем налоговые льготы тем, кто инвестирует в наш регион. Тут надо сказать, что велик соблазн критиковать нас за предоставление льгот тем, у кого «и так всё хорошо», что бюджет области несет потери от таких льгот. Давайте признаемся: никаких потерь нет. Мы даём налоговые льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль. И они не самые большие среди регионов России. НЕ даются никакие дополнительные льготы и вычеты по налогу на доходы физических лиц, поскольку это федеральный налог, но именно он является основным налогом, прямо пополняющим консолидированный бюджет области. Без новых инвесторов, без их инвестиций у нас и так не было бы ни имущества, облагаемого налогом, ни прибыли этих предприятий. Что тогда мы теряем? Ничего! Но при этом мы получаем новые рабочие места, оплачиваемые, надо сказать, на хорошем уровне, и, следовательно, - налог на эти доходы! Ведь в 2009 году предприятия индустриального парка «Ворсино» уже перечислили более 80 млн. рублей налога на доходы! И это в основном налог на доходы работников Самсунга! Для сравнения – в 2007 году общая сумма всех налогов предприятий индустриального парка «Ворсино», зачисленных в консолидированный бюджет области, составила чуть более 18,5 млн. рублей. Благодаря всем этим мерам был создан лучший или, по крайней мере, один из лучших инвестиционных климатов в стране, что неоднократно подчеркивалось и нашими партнерами, и нашими конкурентами. Сделано было очень много. И за это я искренне благодарен всем, кто прямо или косвенно принял участие в этих процессах. Давайте посмотрим на некоторые цифры и важные события 2009 года. На сегодня мы уже можем говорить, что наша экономика выдержала испытание кризисом. Уровень зарегистрированной безработицы составляет всего 1,2%, это один из самых низкий показателей в России. Мы ожидаем увеличение на 14% инвестиций в основной капитал и восстановлением внутреннего спроса. Есть целая отрасль региона, в которой не просто не было опасного падения производства, а наблюдался рост. Речь идет о сельском хозяйстве, где прирост составил почти 5 % к показателям 2008 года. Однако необходимо отметить, что ощущение кризиса было бы значительно глубже, если бы не активная государственная политика по поддержке традиционных калужских предприятий, по созданию новых производств и рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов, по содействию развития малого предпринимательства. Так, расчётно, без стратегических инвесторов промышленный комплекс «недобрал бы» продукции в 2008 году на 31 млрд. рублей, в 2009 году – почти 52 млрд. рублей, и по оценке текущего года такой «недобор» мог бы составить уже почти 73 млрд. рублей в сопоставимых ценах. На новых предприятиях, созданных в результате реализации инвестиционных проектов, около 5 тыс. человек получали достойную заработную плату и конкурентные компенсационные пакеты. В экономику области в 2009 году по предварительной оценке поступило порядка 1,2 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 21,5% ниже, чем в 2008 году. В любом случае, по сравнению с 2005 годом объем иностранных инвестиций вырос в 46,6 раз! 19 января 2009 года был осуществлен запуск производства грузовиков Вольво, в июле мы с Корпорацией развития начали проект «А-парк» - такого предложения инвесторам еще до нас никто не делал, но об этом расскажет в одном из следующих выступлений генеральный директор Корпорации Владимир Попов. 20 октября в присутствии Премьер-министра Владимира Путина запущено производство полного цикла завода Фольксваген, а через месяц завершится строительство завода альянса Пежо-Ситроен и Мицубиши. За период с 2007 по 2009 год включительно резидентами индустриальных парков в консолидированный бюджет области было уплачено более 790 млн. рублей налогов. В 2009 году объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области составил 437 млн. рублей или 144% к уровню 2008 года. И это только начало. Еще один важный показатель – мультипликативный эффект. Он показывает, сколько рублей частных инвестиций пришло в экономику на один рубль потраченных бюджетных средств. Так вот. На сегодняшний день этот показатель оценивается как 10/1. Т.е. на 1 потраченный бюджетный рубль мы уже привлекли 10 рублей иностранных инвестиций! Залог стабильности современной экономики основывается на малых и средних предприятиях. В малом и среднем бизнесе за эти годы была опробована практика погашения процентных ставок, развития финансовой инфраструктуры, формирования фондов и бизнес-инкубаторов. Для решения финансового наполнения предприятий создан гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства, объем которого в 2009 году был увеличен на 156 млн. рублей. В настоящее время конкурентные преимущества можно получить только за счет внедрения новых технологий, кардинального технического и технологического перевооружения производства. Вот почему возрастает роль малых и средних компаний, способных обеспечить коммерциализацию инновационных, наукоемких разработок. Поэтому государственная поддержка высокотехнологичных компаний и проектов является одним из приоритетных направлений деятельности министерства. Тем не менее, жизнь ставит перед нами новые задачи и формулирует новые вызовы. И нынешний год – это год поисков ответов на те вопросы, которые поставил перед экономикой, в том числе и региональной, Президент Российской Федерации, и которые мы сформулировали для экономики Калужской области. Их по своей сути четыре. Первый вызов касается кадров. Мы должны оценить влияние реиндустриализации на рынок труда, научиться использовать ее эффекты и плоды, такие как новые рабочие места, новые компетенции, новые потребности работодателей. Наша задача – дать экономике импульс к изменению качества занятости для обеспечения нового качества добавленной стоимости производимого на калужской земле продукта. Это первый вызов. С ним непосредственно связана проблема строительства доступного жилья и проблема обеспечения нового качества среды обитания для привлечения новых компетенций и удержания рабочей силы в регионе. Второй вызов – это образование. Это качественное изменение как высшего, так и профессионального образования. И это имеет прямое отношение к привлекательности проживания в регионе вообще. Наличие комфортной среды обитания и возможность получения качественного высшего и профессионального образования – два равнозначных и крайне важных условия обеспечения присутствия новых компетенций в регионе. Третий глобальный вызов это энергетика. Проблему, которую не удалось решить и найти внятный и понятный рецепт ее решения. И куда бы мы не посмотрели, и в индустриальных парках, и в жилищном строительстве, везде стабильность электроснабжении, доступность и конкурентоспособность условий технологического присоединения, – это для нас без сомнения глобальный вызов, решение которого займёт годы. Этот вызов – одна из главных угроз нашей конкурентоспособности. Четвертый вызов – это территориальное развитие. Необходимо изменить существующий дисбаланс между индустриально развитым севером и не развитым югом области. Нам необходимо найти ключевые преимущества южных районов и использовать их для повышения конкурентоспособности. Реализуя новую инвестиционную политику, мы не должны забывать про те проекты и задачи, которые были реализованы на территории области. Мы продолжим политику налоговой локализации инвесторов. Мы должны проанализировать каждого размещенного на территории области инвестора и выработать с ним программу локализации его налоговых платежей в бюджет Калужской области. Такая работа, и надо отметить, очень масштабная, была проведена с компанией Фольксваген: с 2009 года весь Фольксваген в России – одна большая Калужская компания! Теперь в формировании налоговой базы будут учитываться не только доходы завода, но и ВСЕ доходы от продаж ВСЕХ импортируемых в Россию автомобилей! Готовых рецептов в виду сложности корпоративных процедур нет, но мы будем делать это в любом случае, потому как понимаем, что это позволит еще больше укрепить экономику области. Важным шагом, который мы должны сделать для повышения нашей конкурентоспособности, является позиционирование Калужской области на базе кластерных политик. Мы должны сформировать кластеры, используя ключевые преимущества и элементы экономики Калужской области, опираясь на потенциал научно-исследовательских центров и научно-производственных предприятий. Таким образом, мы должны разработать принципиально новую инвестиционную политику, базирующуюся на четком и ясном представлении о будущей структуре экономики Калужской области. Политика реиндустриализации базировалась на валовом объеме инвестиций и создании новых рабочих мест. Для этой политики были разработаны специальные меры поддержки инвестиций, одним из основных критериев которой было количество создаваемых рабочих мест. Но сейчас необходимо делать следующий шаг – переходить от просто занятости к качественно новой занятости, от измерения эффективности инвестиционного проекта объемом инвестиций к измерению эффективной добавленной стоимости. А это и повышение рентабельности и увеличение размеров оплаты труда. В настоящий момент мы готовы сформулировать те кластеры, которые мы будем формировать с привлечением максимального количества ресурсов. Это, конечно же, автомобилестроительный кластер. Этот кластер на сегодняшний момент уже является фактом. Он находится в процессе своего становления, и нам предстоит проделать огромную работу по созданию предприятий, производящих автокомпоненты, по интеграции существующих калужских предприятий в мировую глобальную систему производителей и поставщиков автокомпонентов. Нам нужно создать условия для развития R&D центров – центров исследований и разработок, играющих активную роль не только в России, но и в мире. Кластер биотехнологий и фармацевтики. Это одно из самых перспективных направлений в мире, обеспечивающее наибольшую добавленную стоимость. В основе нашей кластерной политики будет лежать процесс не столько привлечение производителей, сколько процесс коммерциализации исследований. Кластер ядерной медицины. Он сильно пересекается со вторым, но в свете создания в Обнинске Центра ядерной медицины имеет право, рассматриваться как отдельное направление. Мы не должны забывать, что первым в Российской Федерации статус наукограда получил город Обнинск Калужской области! Эти кластеры, по нашему мнению, станут основными драйверами роста экономики. Но мы также не должны забывать и про другие не менее важные кластеры. Это туристко-рекреационный кластер, образовательный кластер, кластер электроники и приборостроения. Кластерный подход – это не только диверсификации экономики, которая является средством обеспечения стабильности, когда есть несколько точек опоры, а прежде всего – приобретение экономикой нового качества не за счёт накопления валовых инвестиций, а за счёт привлечения компетенций. И здесь есть несколько очень важных аспектов, на которых я хотел бы остановиться подробнее. В первую очередь образование. Образование как высшее, так и профессиональное будет играть ведущую роль в качественном изменении экономики. Мы должны создать систему, дающую возможность раскрывать весь потенциал молодежи и помогающую им эффективно раскрывать их таланты, не позволяющую им уезжать в другие регионы, мотивирующую их к росту интеллектуальному и профессиональному на нашей земле. Привлечение высококвалифицированных кадров и удержание молодых специалистов создаст новые требования и новые высокие стандарты к качеству среды жизни. И сейчас мы должны для себя четко определить, что нам важен КАЖДЫЙ высококвалифицированный специалист, который жил, живет или будет жить на территории Калужской области. И нам должно быть все равно, родился он в Калуге или приехал из другого региона или страны. Нам важно, что бы тот опыт, те знания и компетенции реализовывались в регионе. Нужно уделить самое пристальное внимание вопросам развития социальной инфраструктуры и жилья. Мы знаем, что о Калужской области друг другу рассказывали и рассказывают инвесторы как о месте, где нет административных барьеров, где можно без труда подключиться к коммуникациям, где существует бесплатная консультационная поддержка. И здесь крайне важно обеспечить такое положение вещей, чтобы и люди так же рассказывали друг другу, рекомендовали друг другу жить и работать здесь, в Калужской области, потому что здесь есть качественная среда обитания, жильё, которое доступно, качественные коммунальные услуги, детские сады, школы, университеты. Вот почему нашими основными партнерами сейчас являются министерство образования, министерство труда и министерство строительства! С ними в первую очередь предстоит наладить работу по реализации наших планов развития. Например, мы абсолютно чётко понимаем, что наш опыт по созданию инфраструктуры индустриальных парков может быть экстраполирован на жилищное строительство. И соответствующий институт развития у нас уже есть и успешно функционирует в своём поле – это Калужская ипотечная корпорация. Ей можно и следует поставить задачу использовать опыт Корпорации развития Калужской области и начать создание условий для прихода в регион строительных компаний, для реализации программы доступного и комфортного жилья. Следующая большая задача. Возвращаясь к инвестиционной политике, хотел бы сказать, что ощущение, что мы схватили удачу за хвост и навсегда останемся лидерами, с таким набором инструментов и с такими стратегиями в инвестиционной политике – это гибельное ощущение, и оно, признаюсь, на определенный момент нас посетило, но я считаю, что у нас достаточно воли и сил, чтобы от этого ощущения отказаться. Поэтому мы в текущем и следующем году сделаем масштабный акцент на реализации принципиально новой коммуникативной политики региона. Эта политика будет в себя включать представление региона как экспертной конференц-площадки в приоритетных направлениях развития. В первую очередь, мы должны организовать несколько ежегодных отраслевых мероприятий международного масштаба, например, в области автомобилестроения, фармацевтики, ядерных технологий. Мы должны перейти к инициативной политике привлечения инвесторов конкретных целевых групп. Мы должны формулировать конкретные «пакетные» предложения потенциальным инвесторам в рамках наших кластерных политик. Нужны нам автокомпонентщики – мы едем непосредственно к ним, создаём событие для работы именно с ними. Нужны фармацевты – целенаправленно работаем с ними! Мы должны без всяких затрат начать эффективно присутствовать как регион, формулирующий современную повестку дня, не только для нас, но и для России, на медийном рынке, на рынке новостей. Мы должны завершить формирование программы по брендингу региона. И начать активно ее реализовывать. Потому что успешность присутствия на медийном рынке возможна только на основе устойчивого положительного имиджа, оправдывающихся ожиданий и четких ассоциаций. Мы должны, наконец, наладить управление событиями. Качественно пересмотреть свой подход в организации различных мероприятий и событий происходящих на территории Калужской области. Мы должны профессионально управлять событиями с четкой увязкой наших стратегических целей. Надо организовывать интересные события, которые будут интересны всем, которые будут притягивать неординарных, креативных людей. У нас в области есть много примеров, когда такие инициативы были реализованы. Это и Архстояние, и слет системных администраторов и множество других, которые вызывали и вызывают широкий резонанс во всей России. Я считаю, что организация молодежного инновационного конкурса в области биотехнологий, фармацевтики, нанотехнологий с большим грантовым фондом, например, в виде молодежного лагеря с большой практической и развлекательной программой, будет намного эффективнее скучной нучно-практической конференции, которая не будет интересна никому, кроме узкого круга профессионалов. Другая важная задача, которую сформулировал Президент, это создание информационного общества. Внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий сильно влияет на нашу жизнь. Сотовый телефон есть практически у каждого человека, применение информационных технологий помогают повысить эффективность труда практически каждого человека. Но в этой области мы пока сильно отстаем. Могу привести простой пример. На федеральной трассе М3 «Украина» не везде присутствует сотовая связь большой тройки сотовых операторов. Огромное количество времени тратят наши граждане на стояние в очередях за различными справками и документами. И здесь мы должны создать принципиально новую коммуникационную инфраструктуру между нашими жителями и властью. Внедрение электронного правительства позволит не только упростить жизнь нашим гражданам, но и повысить эффективность работы государственных и муниципальных служащих, а также всей экономики в целом. Еще одна большая задача стоящая перед нашей экономикой – энергоэффективность. Здесь нам предстоит большая работа, совместно с нашими коллегами из министерства строительства, министерства конкурентной политики, руководителями промышленных предприятий. У нас нет большой электрогенерации, у нас нет запасов нефти и газа. Практически все ресурсы мы импортируем. И эти ресурсы ограничены, мы не можем бесконечно наращивать потребление! Мы должны научиться эффективно распоряжаться, тем, что есть. Именно поэтому управление стратегией и программно-целевой метод станут главными для нас. Огромная работа была проделана в предыдущие году, внедряются ведомственные и долгосрочные целевые программы, растет доля расходов бюджета на эти программы. И мы продолжим совершенствовать эти механизмы. Необходимо повышать эффективность государственного и прежде всего муниципального управления. Эту работу необходимо перевести в систему. Необходимо дополнить систему оценки эффективности руководителей муниципальных образований показателями по информационному обществу и энергоэффективности. Каждое муниципальное образование должно разработать среднесрочный план развития с совершенно четкими целями и показателями. А мы окажем им необходимую помощь. Другим важным инструментом является система мониторинга. Только на основании актуальной и достоверной информации, можно принимать правильные управленческие решения. И это связано, прежде всего, с развитием муниципальной и региональной статистики, мониторинга налоговой и бюджетной эффективности. Предстоит масштабная реформа бюджетной сети. Каждый государственный рубль должен быть потрачен эффективно и с максимальной отдачей. И мы немедленно приступим к этой работе, наряду с продолжающейся административной реформой. Мы перенесем наш успешный опыт по реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, привлечением проектного финансирования на другие отрасли. Жилищное строительство, социальную сферу, инфраструктуру. И я сейчас призываю наших коллег из муниципальных образований и министерств активно включиться в эту работу. Опорой для нас станут наш опыт, федеральные органы исполнительной власти, федеральные институты развития и некоммерческие объединения Калужской области. Мы должны поднять на принципиально новый уровень наше взаимодействие с Минэкономразвития России, Минрегионом, Минпромторгом, Минкомсвязью и Минфином, укрепить связи с Внешэкономбанком, который с марта месяца входит на 25% в состав акционеров Корпорации развития Калужской области, и другими организациями для максимально возможного использования их потенциала для развития региона. Безусловно, нашими важными партнерами в процессе работы будут местные некоммерческие объединения и ассоциации, в первую очередь ассоциация предпринимателей и промышленников «Регион» и Торгово-промышленная палата. Итак, как я уже сказал, мы ищем ответы на новые вызовы. И мы предложим такие ответы, в том числе и структурные. Дело в том, что существующая линейно-функциональная организационная структура министерства для этого не в полной мере приспособлена. И мы ищем способы, чтобы рядовой, но уже (или нужно сказать – еще) инициативный и активный сотрудник мог бы стать проект-менеджером, руководителем рабочей группы, межведомственным интегратором процессов. В связи с этим мы предлагаем сконцентрировать деятельность министерства на реализации стратегии развития региона в трёх главных направлениях: Первое направление – это эффективность государственного и муниципального управления, эффективность публичного сектора. В эту сферу войдут вопросы оценки эффективности деятельности государственного и муниципального управления, анализ и прогноз, координация реализации стратегии, вопросы административной реформы и электронного правительства, бюджетной эффективности и налогового потенциала региона. Второе направление – это взаимодействие с бизнес-средой. Сюда войдут задачи по непосредственной работе с инвесторами и традиционными промышленными предприятиями, с реальным сектором экономики, поддержка малых и средних предприятий, реализация кластерных политик и развитие инноваций и нанотехнологий, вопросы государственно-частного партнёрства и внешнеэкономической деятельности. Третье направление – это эффективное, и я намеренно делаю акцент на этом слове, эффективное осуществление Калужской областью прав собственника земли и имущества. Мы должны знать и понимать, чем мы владеем, как используем, для чего и каких целей добиваемся. Я внесу свои предложения по новой структуре министерства на утверждение в течение месяца. В заключение хотелось бы отметить, что высокоприоритетной задачей Правительства Калужской области является улучшение качества жизни населения: качественное и доступное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление жителям области доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности. Министерство экономического развития области видит основной своей задачей работу по перечисленным направлениям, координацию этих направлений, приводящих в итоге к обозначенному результату. Спасибо за внимание!
______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:49 |