X

Вход

Описание:
Описание-справка

Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.

Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.

Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).

Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.

Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.

По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.

Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами: 

Включение Экранной лупы Windows: 

1. Через меню Пуск:

Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.

2. Через Панель управления:

Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.

3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».

Использование сочетания клавиш:

1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + "+" (увеличить), Ctrl + "-" (уменьшить).

2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + "+" (увеличить), Cmd + "-" (уменьшить).

Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:

1. Через Панель управления:

Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности».

2. Использование «горячих клавиш»: 

Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.

 

 Шрифт: A A A  Изображения:выкл. вкл.  Цвет сайта:Ц Ц Ц  Обычная версия сайта:Обычная версия сайта

Представительство Правительства Калужской области при Правительстве Российской Федерации

Новая версия портала
C O V I D - 1 9     |     меры поддержки граждан и экономики
Губернатор
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Владислав Шапша
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ИНИЦИАТИВЫ
ПРЕЗИДЕНТА РФ
И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ


Год науки и технологий 2021
Десятилетие детства
План преодоления
последствий эпидемии
коронавируса в РФ
Государственные услуги
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУСЛУГИ
ПРОЩЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru
и получайте госуслуги без очередей и сложностей
Мониторинг атмосферного воздуха
в Калужской области
ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ МО ОБЛАСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ

Контрольная
и надзорная деятельность

РЕФОРМА
Стратегия
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Человек - центр инвестиций»
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПОРТАЛ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Мой бизнес
Малое и среднее предпринимательство
Государственно-частное партнерство
Калужской области
оценка
регулирующего
воздействия

ПРОЕКТОВ НПА
туристско-
информационный
центр

КАЛУЖСКИЙ КРАЙ
Приоритетный проект
Формирование комфортной городской среды

Особняк Представительства

Особняк архитектора Л.Н. Кекушева

(скачать информационный буклет в PDF)


История

 

Один из первых московских особняков в стиле модерн, известный как дом Отто Листа (или дом Н.К. Кусевицкой), был построен  в 1898-1899 годах. Изначально это был собственный дом известного архитектора Льва Николаевича Кекушева.


При строительстве зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля (см. авторское описание особняка в журнале "Зодчий" за 1901 год). Здесь есть и любимые Кекушевым плавные закругления верха оконных проёмов с переплётами из мореного тёмного дуба, и далеко вынесенный карниз, и лента геометрического орнамента, венчающая небольшую угловую лоджию с преувеличенно укороченной колонкой, неожиданно врезанной в компактный объем здания. Удивительно красиво сочетание золотистого боровичского кирпича, серого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Автором мозаики над входом предположительно является британский архитектор и художник Вильям Валькот (на панно сохранилась монограмма "WW"), соавтор проекта гостиницы «Метрополь».

Хотя Кекушев строил особняк для себя, он почти сразу же был продан фабриканту Отто Листу, а затем и Наталье Кусевицкой из богатой семьи Ушковых, чьё состояние сыграло значительную роль в деятельности её мужа – виртуозного контрабасиста, известного дирижера и музыкального просветителя Сергея Кусевицкого.

В 1909 году в доме жил друг Кусевицкого – композитор Александр Николаевич Скрябин, к которому приходил сюда за советом о дальнейшей карьере 19-летний Борис Пастернак.

В этом доме проходили заседания Российского Музыкального Общества, часто бывали композиторы С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер, а в 1913 году здесь останавливался Клод Дебюсси во время своих гастролей. Здесь музицировали Елена Гнесина, Александр Гречанинов, Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов и другие известные музыканты.

В середине XX века в особняке находилось посольство Аргентины, позднее он был передан представительству Правительства Калужской области, которому в настоящее время и принадлежит. 


Сергей Кусевицкий родился 26 июля 1874 года в Вышнем Волочке Тверской губернии в семье музыкантов. В 1894 году после окончания училища был приглашен в оркестр Большого театра, в котором проработал свыше 10 лет. В 1903 году в Берлине состоялся его первый сольный концерт. В 1905-м он женился на Наталье Константиновне Ушковой (дочь крупного чаеторговца), которую отличали также разносторонние художественные таланты – она была пианисткой, серьезно занималась скульптурой. Став богатым человеком, Кусевицкий ушел из Большого театра. А 23 января 1908 года состоялся дебют дирижера Сергея Кусевицкого.

Начав с классического репертуара, Кусевицкий все больше и больше обращается к произведениям своих современников – С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского. При поддержке тестя, мецената-миллионера Константина Ушкова, в 1909 году он основал «Российское музыкальное издательство», которое пропагандировало творчество молодых российских композиторов. Именно здесь были впервые опубликованы «Петрушка» и «Весна священная» Стравинского, многие сочинения Скрябина, Метнера, Прокофьева.

В 1917 году Кусевицкий был назначен дирижером и музыкальным руководителем Государственного симфонического оркестра в Петрограде. После Октябрьской революции его лишили состояния, были национализированы издательство, оркестр, художественные коллекции. Однако он продолжал активно работать, был членом художественного совета при музыкальном отделе Наркомпроса, инициатором многих начинаний в музыкальной жизни России

В 1920 году Луначарский предложил Кусевицкому возглавить оркестр в Москве, но он отказался и попросил разрешения выехать в Берлин, чтобы наладить работу зарубежного филиала издательства. Разрешение было дано, и в мае 1920 года Кусевицкие навсегда уехали за границу. Сначала они жили в Париже. Там Серж Кусевицкий продолжил свою издательскую деятельность, выступал с сольными концертами, но главным оставалось дирижирование. В 1921 году Кусевицкий вновь создал оркестр, с которым начал ежегодные циклы «Симфонических концертов Кусевицкого» в парижской Гранд-опера (продолжались до 1930). 2 сентября 1924 года правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона.

В 1923 году он стал руководителем Бостонского симфонического оркестра и уехал в Америку. В Тэнглвуде основал музыкальную академию, где воплотил давнюю мечту о «храме искусств», объединяющем разные сферы художественной деятельности. Воплощением этой идеи была и вся жизнь Кусевицкого – виртуозного контрабасиста, известного дирижёра и музыкального просветителя.

Александр Николаевич Скрябин (1871/72–1915) – русский композитор, пианист, педагог.
Его отец был дипломатом, мать – пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С.И. Танеева и А.С. Аренского. Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. В 1904–10 жил и работал за рубежом. Занимался педагогической деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве.

Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры конца XIX — начала XX вв. В его творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. Он был яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света, что связано с обращением к цветному слуху.

Творчество Скрябина оказало существенное влияние на фортепианную и симфоническую музыку ХХ века.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) – русский композитор, пианист, дирижёр.

С 4-5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепиано. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885 — в Московской консерваториях. Среди его педагогов: Н.С. Зверев и А.И. Зилоти (фортепиано), А.С. Аренский и С.И. Танеев (теоретические предметы, композиция). Большое влияние на развитие композитора оказал П.И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904–06 – Большого театра. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом. В 1909–12 активно участвовал в деятельности Русского музыкального общества. С 1918 года поселился в США. В 1918–43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941–42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.

Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа ХIХ–XX вв. Он был проникновенным певцом русской природы. Музыка его обладает неповторимым мелодическим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепианным произведениям. При этом Рахманинов – один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в его игре высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство.

Клод Дебюсси (Claude Debussy, 1862–1918) – французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик.

Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).

Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции. Значительным было воздействие русской музыки, а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров ХХ века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Николай Карлович Метнер (1879–1951) – композитор, пианист, один из главных создателей русской фортепианной музыки первой половины XX в..

В детстве занимался музыкой с матерью, затем с дядей Ф.К. Гедике, музицировал вместе с братьями, в том числе играл на скрипке в детском оркестре А.А. Эрарского, созданном в 1888 году. В Московской консерватории учился как пианист у А.И. Галли, П.А. Пабста, окончил её по классу В.И. Сафонова (1900). Имел блестящий успех как пианист, концертировал в России (с 1904 также за рубежом), исполняя произведения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П.И. Чайковского и свои сочинения. С 1906 давал ежегодные авторские концерты. Доводя исполнение до совершенства, выступал в Москве один-два раза в сезон. В 1900-х гг. работал в частной музыкальной школе Л.Э. Конюса, в Елизаветинском институте. Один из основателей Народной консерватории (1906). Член совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 С.А. Кусевицким. Был связан с деятельностью «Дома песни». В 1909—10, 1915—19 профессор класса фортепьяно Московской консерватории. Около 1909 познакомился с Рахманиновым, который ценил его как музыканта и поддерживал в годы эмиграции (посвятил ему свой 4-й концерт для фортепьяно с оркестром).

В конце 1921 уехал за границу, с 1936 жил в Великобритании. В феврале 1927 приезжал на трёхмесячные гастроли в СССР; с почестями встреченный московской публикой, дал семь авторских концертов. 13 апреля в Большом зале консерватории впервые в Москве исполнил свой 2-й концерт (посвящён Рахманинову) с оркестром Большого театра под управлением А.К. Метнера.

Борис Леонидович Пастернак (29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960) – русский поэт, писатель.

Родился в Москве, отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели, и среди них - Лев Толстой.

Под влиянием крупного русского композитора А.Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге. И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.

Пастернак начинает писать стихи. В 1914 году выходит первый его поэтический сборник "Близнец в тучах". Поэзия становится его призванием, его "почвой и судьбой". Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии.

В стихотворении, посвященном Пастернаку, А. Ахматова писала: "Он награжден каким-то вечным детством". "Вечное детство" составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир, не уставая удивляться ему, восхищаться его пленительным разнообразием.

Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства, был автором поэм, романа в стихах. Но наиболее значительна все же его лирика. Он владел талантом выражать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через посредство проникновенных картин природы. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака. В судьбе русского интеллигента – героя романа «Доктор Живаго» (опубликован за рубежом, 1957; Нобелевская премия, 1958, от которой Пастернак под угрозой выдворения из СССР вынужден был отказаться; диплом вручён сыну Пастернака в 1989) – обнажены трагические коллизии революции и Гражданской войны.

Известны переводы Пастернаком "Фауста" Гете, трагедий Шекспира, а также стихотворных произведений поэтов национальных республик нашей страны и зарубежных народов.


Современный вид и статус особняка


Представительство Правительства Калужской области при Правительстве РФ


Один из известных московских особняков находится по адресу Глазовский переулок, дом 8
и является в настоящее время собственностью Калужской области.




Материал собран и составлен П.А. Алдáковым
в свободное от работы время 2010-2011 годов.

В 2014 году появился информационный буклет
об истории особняка Кекушева-Листа-Кусевицкого.
В электронном виде его можно скачать здесь, а в печатном
забрать в представительстве Правительства Калужской области.

В 2015 году в особняке была выделена и оформлена музейная комната С.А. Кусевицкого,
где размещены материалы, взятые из архивов Музея музыкальной культуры им. Глинки и Библиотеки Конгресса США.
Благодарим за помощь в предоставлении доступа к материалам руководство и сотрудников музея, а также В.А. Юзефовича,
профессора-музыковеда, сделавшего многое для увековечивания памяти С.А. Кусевицкого и его просветительской деятельности.


Внимание, попасть на экскурсию в особняк можно только в рамках проекта "Дни культурного наследия" города Москвы в апреле-мае каждого года (предварительная запись на сайте проекта).

Группы художников, искусствоведов, архитекторов, дизайнеров, музыкантов или профильных гидов могут посетить особняк и в другое удобное время (необходимо предварительное согласование с руководством, официальное письмо и список участников). Никакой оплаты не требуется.

______________________________
Дата изменения: 17.05.2022 09:47