Зарегистрировано в Минюсте
РФ 26 ноября 1998 г. N 1652
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 291
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО
СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 167
ПРИКАЗ
от 6 октября 1998 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
В целях
совершенствования контроля за организацией экспертизы временной
нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях и у лиц, занимающихся
частной медицинской практикой, рационального расходования средств
государственного социального страхования на выплату пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам приказываем:
1. Утвердить и ввести
в действие Инструкцию о порядке осуществления контроля за организацией
экспертизы временной нетрудоспособности (приложение).
2. Руководителям
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации,
региональных и отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской
Федерации:
2.1. Обеспечить
проведение ведомственного и вневедомственного (межведомственного) контроля за
организацией экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических
учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной
подчиненности и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющих
лицензию на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности, в
соответствии с Инструкцией, поименованной в пункте 1.
2.2. Организовать
систему ежегодного анализа уровня и причин временной нетрудоспособности
работников, динамики изменения средней продолжительности случая временной
нетрудоспособности по различным нозологическим формам, расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам из средств Фонда
социального страхования Российской Федерации и ежегодно информировать об этом
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Руководителям
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. В течение 1998
года принять меры для получения лицензии на право проведения экспертизы
временной нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями,
находящимися на территории субъекта Российской Федерации, и осуществлять
контроль за этой работой в пределах своей компетенции.
3.2. Обеспечить
хранение медицинских карт амбулаторных больных (форма N 025/-у) в
лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с установленным порядком.
3.3. Принять меры по
повышению квалификации заместителей главных врачей по клинико-экспертной работе
(или лиц, их заменяющих) и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений
по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, контролю качества
медицинской помощи и обеспечению их нормативными правовыми документами по
данным разделам работы.
4. Управлению
организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения
Российской Федерации обеспечить методическое руководство, практическую помощь,
а также усилить контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности.
5. Управлению
экспертизы временной нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической
работы Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить проведение
повышения квалификации и аттестаций специалистов исполнительных органов Фонда,
занимающихся вопросами экспертизы временной нетрудоспособности.
6. Считать
недействующим на территории Российской Федерации Приказ Министерства
здравоохранения СССР от 29.02.88 N 155 "Дополнение к Приказу Министерства
здравоохранения СССР от 31.12.87 N 1338".
7. Руководителям
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации,
региональных и отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской
Федерации проинформировать о ходе выполнения данного Приказа Министерство
здравоохранения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской
Федерации до 15.01.99.
8. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Управления организации
медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Российской Федерации
и начальника Управления экспертизы временной нетрудоспособности и
оздоровительно-профилактической работы Фонда социального страхования Российской
Федерации.
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
КонсультантПлюс:
примечание.
Инструкция о порядке
выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан,
утвержденная Приказом Минздравмедпрома РФ N 206, Постановлением ФСС РФ N 21 от
19.10.1994, утратила силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ N
625, ФСС РФ N 220 от 24.09.2007. Новый Порядок выдачи листков
нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N
514.
1. Настоящая
Инструкция разработана во исполнение статьи 49 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5488-1 (Ведомости
Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33,
ст. 1318), Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997
г. N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда
социального страхования Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5555) и в соответствии с пунктом 1.4
Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом - Постановлением Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Фонда
социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 206/21 (зарегистрирован
в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 октября 1994 г., регистрационный
N 713. - Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской
Федерации, 1995, N 1).
2. Инструкция
устанавливает общие организационные и методические принципы контроля за
проведением экспертизы временной нетрудоспособности и обоснованностью выдачи
листков нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях независимо от
их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, а также у лиц,
занимающихся частной медицинской практикой.
3. Функции контроля за
состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются:
при ведомственном
контроле - должностными лицами территориальных органов управления и учреждений
здравоохранения, обеспечивающими различные уровни экспертизы временной
нетрудоспособности с учетом вынесенного решения экспертов предыдущего уровня;
при вневедомственном
(межведомственном) контроле - специалистами исполнительных органов Фонда
социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонда)
совместно с территориальными органами управления здравоохранением и
учреждениями здравоохранения с привлечением, при необходимости, представителей
лицензионно-аккредитационных комиссий, страховых медицинских организаций, территориальных
фондов обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций
страховщика), профессиональных медицинских ассоциаций, учреждений высшего
профессионального образования, научно-исследовательских институтов, других
учреждений здравоохранения и независимых экспертов в пределах их компетенции.
4. Порядок
осуществления ведомственного контроля за организацией экспертизы временной
нетрудоспособности:
4.1. Плановый контроль
осуществляется клинико-экспертными комиссиями и (или) заместителями
руководителей по клинико-экспертной работе лечебно-профилактических учреждений
не реже одного раза в квартал, выборочно по работе отдельных врачей -
специалистов либо по профилям оказания медицинской помощи. При этом
осуществляется анализ не менее 30 - 50 медицинских карт амбулаторных или
стационарных больных из числа случаев временной нетрудоспособности у
проверяемого врача или подразделения.
При проведении
плановых проверок применяется статистический метод "случайной"
выборки и оцениваются:
качество проведения и
эффективность лечебно-диагностических мероприятий;
своевременность
привлечения к лечению необходимых специалистов, проведения консилиумов,
применение возможных стационарозамещающих лечебных технологий, направления на
госпитализацию;
интенсивность
лечебно-диагностического процесса;
адекватность
затраченных средств на лечение пациента достигнутому результату;
обоснованность выдачи
листка нетрудоспособности.
При необходимости к
проведению плановых проверок могут привлекаться другие специалисты, отвечающие
установленным требованиям.
По результатам
проведенных проверок готовится информационный материал с указанием выявленных
недостатков, рекомендациями по их устранению и доводится до сведения
проверяемых и руководителей лечебно-профилактических учреждений.
4.2. Плановый контроль
за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляется также
клинико-экспертными комиссиями муниципальных органов управления
здравоохранением или субъектов Российской Федерации не реже одного раза в три
года. При осуществлении проверок оценивается состояние и постановка экспертизы
временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях и
деятельность в этом направлении отдельных специалистов, заместителей
руководителей по клинико-экспертной работе (или лиц, их заменяющих),
клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений. Объем
проводимых экспертиз определяется на региональном уровне.
4.2.1. Для оценки
состояния работы членам комиссии должны быть представлены следующие документы:
лицензия на право
проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
приказы руководителя
проверяемого лечебно-профилактического учреждения, регламентирующие данный
раздел работы;
при наличии работников
со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности,
- решение местных органов управления здравоохранением с указанием причин
данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
наличие нормативной
правовой документации по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и
контроля качества медицинской помощи, вопросам медико-социальной экспертизы;
сведения о повышении
квалификации лиц, ответственных за работу по экспертизе временной
нетрудоспособности, и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений;
документация,
имеющаяся в лечебно-профилактическом учреждении по данному разделу работы.
4.2.2. К данной работе
могут также привлекаться специалисты-эксперты по профилям оказания медицинской
помощи, отвечающие установленным требованиям.
4.2.3. Результаты
проверки должны быть доведены до сведения проверяемых, территориальных органов
управления здравоохранением и исполнительных органов фонда.
4.3. Внеплановый
контроль осуществляется:
в связи с письменными
запросами исполнительных органов Фонда, страхователей (работодателей), граждан
по обоснованности выдачи, продления или оформления листков нетрудоспособности,
предъявленных к оплате;
при возникновении
конфликтных ситуаций по экспертизе временной нетрудоспособности и
своевременности направления больных в учреждения медико-социальной экспертизы.
5. Порядок
осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией
экспертизы временной нетрудоспособности исполнительными органами Фонда
социального страхования Российской Федерации.
5.1. Плановый контроль
осуществляется в соответствии с планом - графиком, утвержденным совместным
приказом (распоряжением) регионального отделения Фонда и территориального
органа управления здравоохранением, не реже одного раза в пять лет в каждом
лечебно-профилактическом учреждении, имеющем лицензию на проведение экспертизы
временной нетрудоспособности, независимо от его организационно-правовой формы и
ведомственной подчиненности.
5.1.1. Количество
проверяемой медицинской документации для каждого проверяемого
лечебно-профилактического учреждения устанавливается совместным решением
территориального органа управления здравоохранением и регионального отделения
Фонда. При этом оценивается:
организация и
состояние экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических
учреждениях, деятельность в этом направлении клинико-экспертных комиссий и лиц,
занимающихся частной медицинской практикой;
подтверждение случая
временной нетрудоспособности записью, обосновывающей временное освобождение от
работы;
соответствие порядка
организации экспертизы временной нетрудоспособности действующим нормативным
правовым актам;
соблюдение
установленных правил выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков
нетрудоспособности.
5.1.2. Для оценки
работы проверяющим должны быть представлены следующие документы:
лицензия на право
проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
приказы руководителя
лечебно-профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
нормативные правовые
документы по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и вопросам
медико-социальной экспертизы;
при наличии работников
со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков
нетрудоспособности, решение местных органов управления здравоохранением с
указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
книга регистрации
листков нетрудоспособности (форма 036-У);
книга записей
заключений клинико-экспертной комиссии (форма 035-У);
отчеты по форме 16-ВН;
книги учета и
использования бланков листков нетрудоспособности;
документы по работе с
испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности и акты по
их уничтожению, акты комиссий по уничтожению корешков листков
нетрудоспособности;
медицинские карты
амбулаторных и стационарных больных.
5.1.3. Экспертному
контролю подлежат следующие случаи временной нетрудоспособности:
превышающие
длительность ориентировочных сроков на 30% и более, а также значительно короче
этих сроков;
несвоевременного
представления больных на клинико-экспертную комиссию;
закончившиеся выходом
на инвалидность;
с несвоевременным
направлением больных в учреждения медико - социальной экспертизы.
5.1.4. При проведении
проверок могут быть рассмотрены другие вопросы, касающиеся обоснованности
выдачи и продления листков нетрудоспособности.
5.2. Внеплановый
контроль осуществляется в связи с письменными или устными запросами граждан,
страхователей (работодателей) по обоснованности выдачи, продления, оформления,
учета и хранения листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате, и в других
случаях, требующих экспертного контроля.
5.3. По итогам
проверок составляются справки в трех экземплярах с указанием выявленных
недостатков (примеры), отклонений от установленного порядка выдачи документов,
удостоверяющих временную нетрудоспособность, рекомендаций по их устранению, выводами
и предложениями по улучшению работы и направляются комиссией проверяемым, в
исполнительный орган Фонда, территориальные органы управления здравоохранением.
6. Порядок
осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за состоянием
экспертизы временной нетрудоспособности лицензионно-аккредитационными органами.
6.1. Плановый контроль
осуществляется в соответствии с планом-графиком работы в порядке контроля за
соблюдением лицензионных условий в государственных (муниципальных) учреждениях
здравоохранения не реже одного раза в три года, в негосударственных учреждениях
здравоохранения и у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, - не реже
одного раза в год.
6.2. Внеплановый
контроль осуществляется с привлечением необходимых экспертов:
при проведении
лицензирования и выдачи лицензии на право проведения экспертизы временной
нетрудоспособности;
в случаях поступления
информации о проведении экспертизы временной нетрудоспособности
лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной
медицинской практикой, не имеющими лицензии на этот вид медицинской
деятельности, с направлением соответствующих материалов в территориальные
органы управления здравоохранением и территориальные исполнительные органы
Фонда, а также в случаях поступления информации о нарушениях лицензионных
условий.
7. Информация о
состоянии здоровья граждан, полученная в ходе проведения проверок, в
соответствии со статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об
охране здоровья граждан, утвержденных Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5488-1, составляет врачебную тайну
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318).
8. Вопросы состояния
экспертизы временной нетрудоспособности рассматриваются территориальными
органами управления здравоохранением совместно с исполнительными органами Фонда
не реже одного раза в год.
9. Расходы по
государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных
правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные
страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие
трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании
неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка
листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в
установленном порядке (п. 18 "Изменений и дополнений, которые вносятся в
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации",
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября
1997 г. N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств
Фонда социального страхования Российской Федерации") (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5555).