/4.1.2
Гончарное ремесло
/ Калужская ярмарка
/ Гончарные изделия. Автор: Заборских А.Г.
Гончарное ремесло относится к наиболее древним
видам народного искусства, связанного с глубокими
вековыми традициями. Гончарство считалось одним из
необходимых и почитаемых ремёсел, его секреты
передавались из поколения в поколение, обучение
мастерству длилось годами. Мастеру была необходима
хорошая, тяжёлая, вязкая глина. Поэтому основные
кустарные гончарные центры в Калужской губернии
находились рядом с месторождениями глины.
Изготовление посуды - процесс очень трудоёмкий: глину
добывали, перерабатывали вручную, выбирая лишние
фракции, потом «морили» (масса некоторое время
отстаивалась), «крутили» изделия, высушивали и
обжигали. Важным и завершающим элементом являлось
декорирование. Крестьянская посуда, прежде всего,
носила утилитарный характер и богатого декора не
имела. Использовалась, в основном, свинцовая полива
поверх простых геометрических орнаментов,
выполненных насечкой.
Основным оборудованием служил гончарный круг,
применяемый со времён культур Месопотамии и
Древнего Египта. Ручной круг одной рукой вращают на
вертикальной оси и формируют изделие в момент
вращения одной или двумя руками. Ножной гончарный
круг приводят в движение с помощью махового колеса,
расположенного внизу и вращаемого ногами. При этом
обе руки гончара постоянно остаются свободными, что
позволяет формовать изделия не только спиральным
налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и
вытягивать из целого куска глины.
Для обжига изделий традиционно применялся
гончарный горн, где обжиг осуществляется горячими
газами, получаемыми при сгорании топлива (обычно
заготавливали несколько телег с дровами); для полного
обжига нужна равномерная температура не ниже 700-
900°C, недостижимая на костре и в домашней печи.
Наиболее развитым горшечный промысел был в
деревне Жеремесло Мещовского района, в начале ХХ