Стр. 69 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

более поздней, чем плетеное полностью из бисера ожерелье, были шитые из ткани приставные
воротники, со спускающейся на грудь узкой орнаментированной полосой. Такой конструкции
украшение - "поддушник" ("язык") бытовало в ряде селений Перемышльского района, оно выполнялось
из шерстяной ткани на холщевой подкладке, вышивалось нанизанным на нитку бисером швом "в
прикреп" и отделывалось блестками и по нижнему краю бахромой и шелковой лентой. Единый комплект
с ожерельем – "бородой" или с "поддушиком" ("языком") составляли цепочки ("чепки", "каралески",
"мониста"), которые низались полностью из бисера в виде полосы шириной 3 – 5 см. с сомкнутыми
концами. Они одевались на шею и спускались на грудь, иногда ниже пояса. Цепочки носились в
основном девушками и молодыми замужними женщинами, часто несколько штук сразу. К группе
нагрудных украшений относятся также бусы, которые во второй половине XIX в. в Калужской области
выполнялись из нескольких ниток нанизанного бисера, закрепленных на одной основе вокруг шеи. Бусы
из бисера были известны на этой территории и в более ранний период. В первой четверти XX в.
выполненные полностью из бисера шейные и нагрудные украшения становятся редкостью. На смену им
приходят аналогичные по форме, но сшитые целиком из ткани, где мелким бисером или стеклярусом
вышиты детали орнамента. В некоторых случаях изменения касались и формы предметов, как в селах
правобережья р. Оки недалеко от г. Калуги. В это время, одевавшиеся девушками на большие праздники,
а замужними женщинами на вечеринку перед свадьбой, традиционные украшения составляли единый
предмет, в котором ожерелье дутых бус, низанное в косую клетку, было соединено с "поддушником",
выполненным из расшитой блестками ткани.
Небольшую группу бисерных украшений составляют серьги и "косники" – украшения для косы. Широко
были распространены серьги – "пушкú" – круглые шарики из белого гусиного пуха или заячьих шкурок, к
которым крепились бисерные поднизи, позже замененные стеклянными бусинами. Они носились
девушками и иногда молодыми женщинами двумя способами: крепились в отверстии в мочке уха или с
помощью ремешка одевались на ушную раковину. Украшения для косы – "косники", выполненные
полностью из бисера, бытовали в основном во второй половине XIX в.
Наряду с комплексом женской одежды с «поневой» на территории Калужского края бытовала женская
одежда с сарафаном, распространенная преимущественно в северо-восточных районах. Во многих
местах эта одежда пришла на смену бытовавшей там ранее «поневе». Сарафан известен в двух типах:
более ранний тип – косоклинный сарафан «китайка», получивший название по фабричной темно-синей
ткани «китайке», из которой он преимущественно шился, хотя мог изготовляться и из домотканой
шерстяной ткани или холста. Особенностью кроя такого сарафана были вшивные клинья по бокам,
которые расширяли подол и делали его трапецевидной формы. Впереди такой сарафан имел застежку
длиной около 30 см. на пуговицы, далее разрез сшивался и декорировался цветным шнуром и медными
пуговицами так, что создавался вид сплошной застежки всего сарафана спереди. Носился такой сарафан
поверх рубахи и подпоясывался широким шерстяным поясом с бахромой на концах. Такая форма
сарафана была известна в калужской «Гамаюнщине», в селах Никольское, Макарово Перемышльского
района, в Перемышльской «Монастырщине», к северо-западу от Козельска, около с. Плахино
(с.Ульяново). В этих местах такой сарафан носился с головным убором «сорокой». Такого же покроя
сарафан бытовал в с. Климово (п. Климов-завод) Юхновского района, где изготавливался из холста,
окрашенного в черный цвет. Второй тип сарафана – более поздний, прямого покроя из фабричного
ситца, сатина или реже шерстяной ткани, получил название – «шубка». Такой сарафан был более известен
как одежда девушки.
Мужская традиционная одежда состояла из рубахи, отличительной чертой которой был прямой покрой.
С изнанки в верхней части на спине и на груди рубахи для прочности пришивалась частично подкладка,
получившая название «подоплека». По краю стоячего воротника, краю рукава и подолу такая рубаха
отделывалась полосами кумача, тесьмой, вышивкой или узорным ткачеством (особенно у молодежи).
Будничная рубаха шилась из холста, окрашенного в синий или красный цвет, у стариков рубаха
некрашеная белая холщовая. Рубаха подпоясывалась плетеным пояском из белой и черной пряжи. Было
распространено ношение на поясе ножа, кожаной сумочки – «калиты» и металлического кресала для
высекания огня. Мужские порты шились из холста, окрашенного в ремесленных мастерских –
«синельнях» в синий цвет, часто с орнаментом в виде полос или извилистых линий. Старинным мужским
головным убором был валяный из белой шерсти колпак – шляпа, получившая название «валенка»,