поневы редкой расцветки – широкими поперечными
оранжевыми полосами по темно-синему или черному
фону.
Особенно нарядными были праздничные поневы
селений Перемышльской «Монастырщины». В них
посередине задней части поневы вшивалась
дополнительная «прошва» из узорного ткачества, парчи
или бархата, украшенная цветной тесьмой, блестками,
иногда вышивкой, нередко такая «прошва»
гофрировалась. У большинства типов понев украшались
и передние полы, причем, чем моложе была женщина,
тем ярче и богаче была отделка её поневы.
Наибольшей нарядностью отделки в комплексе
женском крестьянском костюме Калужского края
отличался передник, его декор богаче и по технике
исполнения, и по сюжетам вышивки и в целом по
художественному строю. Передник служил как бы
завершением всего костюма и постоянно был, в отличие
от других предметов одежды, постоянно на виду, это
была наплечная одежда. Этот предмет костюма имел
несколько местных названий: «запан» (в д. Никольское,
Макарово, Русаново Перемышльского района, с.
Бояновичи Хвастовичского района) или «занавеска» в
большинстве остальных районов. Самая поздняя
разновидность передника, которая крепилась к талии,
получила название «фартук». «Запан» - прямой
цельнокроеный передник, сшитый из одного полотнища
холста, перегнутого на уровне плеч, где делался вырез
для горловины, боковые кромки сшивались вместе,
оставляя отверстия для продевания рук. Это более
древний покрой передника. «Занавеска» имела
несколько разновидностей покроя, она могла быть с
рукавами или без них, цельнокроеная или чаще на
кокетке. «Занавески» на кокетке отрезались по линии
груди и присбаривались, к этой сборке пришивался
подол передника из двух полотнищ холста, также
присборенный в верхней части. Передник был
единственным дополнением к рубашке девичьего
костюма, в женском костюме он одевался поверх рубахи
и «поневы». В селах Перемышльской «Монастырщины» в
конце XIX в. еще бытовали передники, получившие
название «занавеска вислая», они отличались своим
старинным покроем и представляли из себя
декорированное полотнище холста без выреза проймы
и горловины, крепившееся на груди шелковыми лентами
– за спину и такой же лентой вокруг шеи. В отделке
передников с наибольшей полнотой отобразилось
орнаментальное своеобразие калужской «цветной
перевити», которой в несколько рядов, а иногда и
сплошь вышивался подол передника. В орнаменте
украшавшей «занавески» вышивки – едущие один за
другим всадники, различные изображения птиц («павы»,
«петухи»), растительные мотивы и неизменные
/ Юбка - понева. 1920 г. Жиздринский район, село Огорь
/ Передник - занавеска. Середина XIX в. Ульяновский район,
село Волосово - Дудино