Стр. 65 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

т.е. перышки селезня. А поверх свернутого полосой
платка повязывалось особо нарядное украшение –
«чехры», которые представляли из себя полосу кумача с
нашитыми поверх розетками разноцветных шелковых
лент и бусинами дутого стекла. В Перемышльской
«Монастырщине» в конце XIX в. бытовали девичьи
головные уборы в виде венка, на каркасе из проволоки с
цветами из фольги и цветной бумаги, которые
изготовляли специальные мастерицы – «веношницы» в
женских монастырях. Такой фольговый венок считался
особо праздничным убором.
Основным элементом любого костюма была рубаха, что
нашло свое отражение в пословицах – «своя рубашка
ближе к телу» и различных поверьях. Продать рубаху
значило продать свое счастье, удачу, по рубахе можно
было ворожить и напустить порчу на её владелицу.
Рубахи женского крестьянского костюма Калужского
края известны в основном по образцам конца XIX –
начала XX в. Для этого времени были типичны рубахи,
состоящие из двух частей, соединенных швом по талии
или выше. Верхняя часть – «стан» могла изготовляться
как из холста, так и из фабричной ткани, нижняя –
«подстава» только из домотканого холста. Рубахи более
раннего времени были, как правило, цельнокроеными.
Характерная особенность покроя таких рубах – наличие
вшивных плечевых вставок «поликов», которые
вшивались в надрез полотнища ткани на плече и другим
своим краем присбаривались с вырезом горловины под
бейку. Таким способом увеличивался объем рубахи в её
верхней части, что давало возможность свободно
двигать руками, поскольку вся рубаха кроилась из
прямоугольных кусков домотканого холста шириной 34
– 36 см. Такие элементы кроя как вытачки, позволяющие
моделировать костюм и делать его удобным в ношении,
в крестьянской одежде были неизвестны. Только в
покрое верхней одежды встречалось вшивание боковых
косых клиньев, расширявших нижнюю часть одежды.
Известны два основных способа вшивания «поликов»
(при наличии нескольких вариантов – разновидностей).
«Косые полики» были в форме трапеций, острые углы
которых располагались на груди и на лопатках. «Прямые
полики» вшивались вдоль плеча наподобие погон.
Рубахи с «косыми поликами» были более
распространены на территории Жиздринского Полесья
(Хвастовичский, Жиздринский, Ульяновский, Кировский
районы) – это более древний пласт традиционной
культуры края. В праздничных рубахах плечевые
«полики» выполнялись из орнаментированного холста
браного ткачества обычно красно – белого цвета, при
этом нередко весь рукав рубахи также был
орнаментирован – шился из холста узорного закладного
ткачества. Край подола рубахи был также
орнаментирован, обычно полосой узорного ткачества,
/ Детали женского головного убора. Конец XIX в.
Перемышльский район.
/ Девичий головной убор. Вторая половина XIX в.
Гамаюнщина
/ Рубаха женская. Конец XIX в. Куйбышевский район,
деревня Ново-Казанка