/ фото 3. Трещотка
/ фото 4. Рубель
/ фото 5. Кугиклы
мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой,
что позволяет их менять в зависимости от требуемого
строя. Верхние, открытые концы инструмента
располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и
поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на
края срезов, извлекая, как правило, короткие,
толчкообразные звуки.
Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги
(камыша), тростника, бамбука и т. д., дном служил узел
ствола. Комплект из пяти дудочек в руках одного
исполнителя называется «парой». Играют на кугиклах
женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная
игра, по мнению самих исполнительниц, ценности не
представляет, хотя и практикуется. Хороши кугиклы в
соединении с другими народными инструментами:
жалейкой, свирелью, народной скрипкой.
В Ульяновском районе были лирники. Лира - это
струнный инструмент с деревянным корпусом,
напоминающим по форме гитару или скрипку. Внутри
корпуса через деку закрепляется натертое смолой или
канифолью колесо. При вращении рукоятки колесо
выступающее наружу соприкасается со струнами и
заставляет их звучать. Число струн различно. Средняя -
мелодическая, правая и левая струны - бурдонные,
аккомпанирующие. Они настраиваются в квинту или
кварту. Струна пропущена через коробку с механизмом,
регулирующим высоту звука, и зажата клавишами,
находящимися внутри. Струны опираются на колесо,
которое вращается рукояткой. Поверхность колеса
натирается канифолью. Колесо соприкасается со
струнами, скользит по ним и извлекает долгие
непрерывные звуки. Лиры сопровождали
аккомпанементом пение духовных стихов.
В Калужской области бытовали практически на всей
территории общерусские музыкальные инструменты:
гармошки «черепашка», «тальянка» и т.п.; балалайка;
жалейки; трещотки и др.
Большинство жанров традиционного искусства было
связано с инструментальным исполнительством,
особенно те, которые исполнялись с движениями или
являлись неотъемлемой частью обрядов (календарных
или свадебного). Праздничные обряды зачастую
сопровождались ряжением, песней, пляской и игрой на
музыкальных инструментах. Особо важную роль в
свадебном обряде играли народные инструменты в
южных и западных областях. Здесь они использовались в
чистом виде (свадебные и обрядовые наигрыши,
марши), и в качестве сопровождения всех ритуальных и
не обрядовых напевов и даже причитаний невесты. В
Калужской области свадебные величальные песни
сопровождались игрой на трещотках.
3
4
5