горсть земли. Вот так и закопали, сделали аккуратный холмик, сверху засыпали ячмень. На него
положили полотенце с кутьей, блинами. Потом раздали всем кутью и выпили за упокой души.
После те, кто хотел, шли на помины. Обязательно после кладбища мыли руки с мылом, чтобы у
похороненного была чистая душа. Говорили: «Вечная ему память! Пусть почивает в раю со святыми. Дай
Бог ему царство небесное». А перед тем, как сесть за стол, читали молитву стоя. Умершему ставили на
столе рюмку с водкой и кусок хлеба на ней. Сами ели кутью, блины, щи, кашу. Вели себя тихо. Закончив,
опять стоя, читали молитву. Так поминали в 3 день, ведь: «На третий день ангел приводит душу на
поклонение к Богу». Следующие помины делали на 9 день: «Душа прилетает в дом, где жила»; и на 40
день: «Ангел снова приводит душу к Богу». Каждый раз родные посещают могилу, приносят что-нибудь,
Боровский район, г. Боровск. Из дома, в котором есть умерший, до его погребения не выметают сор,
опасаясь, чтобы еще кого-нибудь из этого дома не вымести, то есть похоронить.
Если у умершего глаза не закрылись, то предполагают, что покойник высматривает кого-нибудь из их
родных, чтобы взять с собой на тот свет.
Отец или мать своих умерших детей при погребении не выносят из дома, потому что боятся, как бы всех
своих детей не переносить на кладбище.
*3
Поминки.
Жуковский район, с. Высокиничи. «Даже в ближних деревнях отмечали поминки по-разному: 9, 40 дней и
год обязательно, а полгода – где отмечали, а где и нет, а где и 20 дён (дней) отмечали.
Загодя заказывают в церкви поминальную службу – «подают на помин» заказную, а всем усопшим
родным или заказную или простую. В день самого помина, если есть служба в храме, идут рано на службу,
оставляют на поминальном столе, где ставят перед иконами свечи «за упокой», всякую снедь. Если помин
не собирают (после года), то всех выходящих из церкви угощают пирогами, пряниками; детям раздают
сласти: конфеты, пряники.
Со службы идут на кладбище поминать, выпивают, закусывают. На могилах оставляют помин всем
усопшим родственникам: водку, хлеб, птицам – зерно, если пасхальный день, крошат кусочек пасхи и
яичка. С кладбища, что с собой принесли, ничего не уносят, все оставляют на могилах, что сами не
употребили.
Идут домой поминать. Раньше на поминки не звали, каждый приходил сам… Кто не пришел – позабыл, на
того обижались. Поминки устраивать можно день в день, можно заранее, позже никак нельзя… В ночь
перед поминками, бывало, и «читать звали» (богомольная старушка, чаще одинокая, или вековуха читала
перед иконами «Псалтырь» при свечке и при горящей лампадке)…
На поминки готовили хорошо, иной раз лучше, чем на свадьбу, богаче. Резали барана. Сперва подавали
щи с мясом, потом лапшу куриную или баранью, баранину или свинину кусками, гречневую кашу с
маслом и сахаром; только напоследок подавали не чай с баранками, а овсяной кисель. Позднее овсяной
кисель сменила нарезанная кусочками, круто сваренная, несоленая, на воде манка, залитая «сытой» -
мёдом, разведенным теплой водой, и компот из сухофруктов, очень сладкий. Перед помином кушали
«кутью» (пшеничная каша с мёдом), каждому клали по ложечке на ладонь. Теперь перед поминальным
обедом каждому на тарелку кладут немного несоленого риса с изюмом.
За поминальный стол сперва садят всех «чужих»; как чужие разойдутся – садится тем, что осталось,
поминать близкая родня. Для покойника в сторонку ставили иконку, перед иконкой зажигали свечку,