Стр. 40 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/1.2.1
Обряды жизненного цикла
Важнейшие моменты человеческой жизни: рождение, свадьба, смерть – отмечены особыми
обрядами и связанными с ними поэтическими произведениями. Материалы по Калужской губернии
неравномерно представляют эти виды семейных обрядов. Собиратели акцентировали своё внимание
главным образом на свадьбе. Чтобы дать по возможности более полное представление о
семейно-бытовых традициях, в раздел включены варианты проведения тех или иных обрядов в
различных районах Калужской губернии.
Крестины.
1.
Мещовский район
,
с
.
Сабурово
. «Когда народится младенец, зовут кума и куму; кума и кум несут по
«кавреге» хлеба, кума бубликов и ризку, полотенце батюшке, кум крестик и готовится заплатить
священнику за крестины.
Когда станут ребенка крестить, кума расстилает ризку для принятия в нее ребенка.
По окончании крестин, священник, вымыв руки, спрашивает у кумы полотенце руки вытирать.
Садятся за стол. «Идут харчи»: холодец, солонина, баранина, лапша, куряточки жареные. В заключении
становят горшок каши и накрывают его полотенцем. И кладет баба две ложки, одну на свою долю, другую
на долю родихи, и сама объясняет: «Это моя ложка, а это родихи». Отец крестный кладет в ложку родихи
копеек десять, а в ложку бабки копейки две; присутствующие кладут в ложку родихи копейки три, а бабке
копейки две. Бабка снимает ложки, а деньги кладет себе, деньги из родихиной ложки отдает родихе, по
принадлежности; потом бабка снимает полотенце и покрывается им, говоря: «Слава Богу, напряла за одну
дочку!».
Приходит бабка через трое суток и размывает руки родихе. Водицы нальют в чашечку. Бабка умоется
этой водицей и родиху умоет, и брызгает веничком на стены; с этого веничика гретой водой брызгают на
ребенка.
Кум, кума, соседи навещают родиху; приносят ей: кто бараночек, кто белого хлеба.
2.
Гамаюнщина
. На крестинах во время угощения все кушанья становит мать или свекровь родильницы,
3.
Малоярославецкий район
. «Когда рождался ребенок, его сразу же старались покрестить, в первое
воскресенье или праздник. Звались кумовья – крестные матушка и батюшка. Потом дома младенца
встречали приветственными песнями. За крестильный стол рассаживались гости, бабка-повитуха
приносила сильно посоленую кашу, подавала отцу ребенка и говорила: «как тебе солоно брать, так жонке
твоей солоно было рожать»…
…Имя ребенку чаще называл священник при крещении, выбирал имя святого, который праздновался в