При этом «кукушечка» на каждой строке перебрасывается через березу, начинает старшая. Кидает
младшей со словами: «Кукушечка, ку-ку!», младшая ловит «кукушку» подолом, берет в руки, кидает
старшей: «Кума да кумися», старшая ловит в занавеску и т. д. В конце «кукушка» оказывается у старшей; та
берет куклу в руки, обходит березу со стороны макушки, встает лицом к младшей, вместе берутся руками
за куклу на уровне пояса-груди и троекратно целуются. Пение возобновляется. Затем старшая за руку
ведет и ставит младшую в хоровод. Выбирается следующая девочка, действия повторяются до тех пор,
пока не перекумятся все подросшие девочки. Встречаются варианты кумления всех участников хоровода
без учета возраста. В некоторых районах кумление проходило по-другому. Как упоминалось у И. М.
Снегирева («Русские простонародные праздники и суеверные обряды»), соединялись макушки двух
небольших березок, в середине вешались нательные кресты кумящихся. Участники обряда вставали с
двух сторон, произносили поочередно:
«Кума, покумимся».
«Кума, покумимся».
Вставали под березками, троекратно целовались, переходили под крестиками на другую сторону,
вставали лицом к березкам. Так повторяли три раза. После последних поцелуев снимали свои крестики и
обменивались ими. С этого момента запрещались ссоры. После обряда кумления угощались
традиционной яичней на сале. Обряды кумления являлись одновременно посвящением подростков во
взрослые и своеобразным объявлением вета на ссоры и распри. (В некоторых районах обряд
встречается до настоящего времени). Кумились на период святок (от Вознесенья до Духова дня), на год,
или на вечную дружбу. Имеются сведения о проведении обряда раскумления. Совершался он, как
правило, на Духов день. В роще собирались те же участники обряда, делились попарно, вставали лицом
друг к другу и со словами: «Раскумимся, кума!» - «Раскумимся», - возвращали друг другу нательные
крестики.
На примере кумления можно проследить сложение обрядов христианского (обмен нательными
крестиками) и дохристианского (кумление на вечную дружбу, объявление перемирия на определенный
срок) периодов.
Крещение и похороны кукушки
В ряду бытовых обрядов зеленых святок большую значимость имели крещение и похороны кукушки.
Обряд крещения кукушки совершался в Семик (четверг перед Троицей) девочками-подростками, 8-14-ти
лет. Дня за три до наступления зеленых святок группой девочек (3 - 5 человек) шилась специальная кукла
из тряпочек без рук и ног, с головой. Иногда куклу делали из старого чулка, набитого тряпками. Голова
отмечалась перевязыванием туловища нитками, рисовалось лицо с большими глазами. Куклу завивали
(закутывали как младенца), на голову обязательно одевали красную косынку, концы которой завязывали
вперед под подбородком.
В Семик утром группа девочек-подростков шла в рощу за околицу с песней «Соловей с кукушкой
сговаривался», кукушку несли в руках. В роще кукушку сажали на ветку березы или дуба. Недалеко от
дерева разводили костер таким образом, чтобы на куклу дымком веяло. Возле костра пели, играли (с.
Бутчино Куйбышевского района).
В других случаях изготавливалась такая же кукла. Группа девочек-подростков, девушек и молодаек шла в
рощу, сажали кукушку на ветку березы, устраивали ветку недалеко от костра, подходили по очереди и
нашептывали о своих бедах, несчастьях.
Кукушка стояла 3 дня, а затем ее хоронили. Специально ткались узкие холстики, в которые заворачивали
кукушку, шли далеко в рощу или лес, выкапывали ямку под дубом или елью, опускали туда кукушку,
закапывали. Сверху ставили крестик из веточек, а иногда место захоронения кукушки сравнивали с
землей, чтобы никто не нашел. Считалось, что вместе с кукушкой хоронят все девичьи и женские беды и
несчастья.
Кроме того, в этих обрядах прослеживается линия магического очищения огнем, что характерно для
обрядов дохристианского периода.