всяческое плодородие (обильный урожай хлебов, хороший рост трав). «Освященная верба хранит от
болезней людей и скот».
Пасха
- переходящий праздник.
Содержание праздника обширно и многообразно. Празднику предшествует страстная неделя. Это
неделя особо строгого поста. В эту неделю жилища, надворные постройки особо тщательно моются, все
приводится в идеальный порядок. Пасху празднуют неделю, называется эта неделя «светлой». Всю
неделю поют «Христос воскресе!», совершают обходы домов и полей с иконами. Через неделю—
«поставное» воскресенье — иконы ставят на места в этот день. До сих пор существует обычай «угощать»
духов семейных предков. Всю «светлую» неделю на ночь не убирают остатки еды со стола.
6 мая
- Вешний Егорий - Юрьев день.
Начинают посевы яровых. Часто в этот день первый выгон скота на луга. Хозяйки выгоняли скот вербой,
оставленной с вербного воскресенья.
22 мая
- Вешний Никола.
«Николин день» (бытовое) устанавливает лето, определяет средний срок посева яровых. Первый выгон
лошадей на подножный корм. С этого дня высаживают огурцы в грунт.
Вознесенье
- 40-й день после Пасхи, 10 дней до Троицы - переходящий.
Проводились обряды кумления, крещения кукушки. Календарно Вознесенье приходится на разгар весны
и переход к лету с его полевыми работами. В народе говорили: «Придет Вознесеньев день, сбросит
весна-красна лень, летом обернется- прикинется, за работу в поле примется». Существовал обычай печь
из теста «лесенки» — печенье из хлебного теста в форме лестницы. После освящения в храмах «лесенки»
часть оставляли на полях, чтобы хлеба были высокие, густые, колосистые; а часть давали детям, которые
с радостью их съедали. Перебирали картошку. Сажали огород, картошку.
Семик
- седьмой четверг после Пасхи, три дня до Троицы.
День ярчайшего проявления славянского вспомоществования. На Семик хоронили «всем опчеством»
сирых, убогих, безвестных, умерших прошедшей зимой в селе или близ него. До Семика тела хранятся в
специально вырытой земляной яме общественного сарая без пола. Проводились обряды крещения
кукушки, завивания венков.
Родительская суббота
- день перед Троицей.
День поминовения усопших.
Троица
- переходящий, обычно, конец мая, начало июня. Воскресенье 50-го дня от Пасхи.
Из обрядовых действий выделяется завивание березы. В храмах освящают зелень - любые полевые,
луговые растения, кроме осины, чаще всего береза, клен, рябина, дуб, липа. С Семика по родительскую
субботу в домах идет особо тщательная уборка, украшение зеленью. В день Троицы водят хороводы,
играют в «Столбы», «Лакту», «Куму», «Горелки». Игры в основном уличные. Обязательными обрядами
являются: коллективная яичня на поле, на краю села катание на релях (качелях), каруселях, катание яиц,
гадания на венках (венки бросали в воду, чей на месте стоит - изменений в жизни не предвидится, чей
поплыл - замуж выйдет). На венках гадали девушки.
Духов день
- понедельник после Троицы.
Молодежь водит троицкие хороводы, иногда завивают венки. С этого дня устанавливается теплая погода.
С духова дня можно не одевать верхней одежды даже ночью, а «до Святого духа не снимай кожуха».
Заговены
- через неделю после Троицы
В этот день развивают венки.
22 июня — начало покоса.
6 июля
- «Иванов день» - «Ивана Купала».
Гуляют в рощах, по дорогам парами и группами. Умываются росой, собирают травы. Молодки играют