Стр. 113 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/ Коклюшки
/ Валик и коклюшки
Другим центром кружевного промысла в губернии был
Лихвинский уезд, где плетение кружев было довольно
широко распространено. Главным его средоточием
здесь были село Князищево и деревня Аниковка.
Кружевоплетением занимались преимущественно
безземельные семьи бывших дворовых людей, довольно
многочисленные здесь. Промысел для них был главным
источником пропитания. Для усовершенствования
промысла при содействии А.Г. Польман в Князищево
посылались наборы образцов кружева для копирования.
Искусно выполненные работы калужских мастериц
удостаивались дипломов на выставках, о чем
свидетельствуют архивные документы. Так, на
Всероссийской кустарно-промышленной выставке в
Петербурге в 1901 году изделия восьми калужских
кружевниц были удостоены дипломов, в частности Анна
и Лидия Никольские из Лихвинского уезда за "...прошвы,
концы, две кокетки...". Боровские кружевницы получили
похвальные листы, отмечались также работы Людмилы
Новиковой из Козельского уезда, которая плела и
шелковое кружево.
В 1894 году в селе Ахлебинине Калужского уезда при
активном участии местной помещицы И.Я. Коншиной
организуется промысел, совершенно отличный от
местных традиционных, который включал вышивку и
кружево. Промысел охватывал около пятисот мастериц.
Кружево ахлебининских мастериц представляло собой
своеобразную разновидность игольного шитого
кружева, технически очень близкого ришелье.
Вышивали по холсту не только льняными нитками, но
также шелком и серебром. В орнаментальном
отношении ахлебининское кружево являлось
достаточно изящной стилизацией использующей
позднерокайльные мотивы. Работы выполнялись чаще
всего по рисункам самой И.Я. Коншиной и пользовались
чрезвычайным успехом. Архивные материалы содержат
сведения о том, что ахлебининское кружево
экспонировалось на выставках в России и за рубежом. В
частности, на одной из Брюссельских выставок
специалисты отметили удивительное сходство
ахлебининских кружев с американским и европейским
кружевом, в частности в декоре платья-пальто для
императрицы Александры Федоровны.
Как художественное явление калужское кружево
развивалось по двум направлениям: крестьянское,
создаваемое для домашнего употребления, и
промысловое, которое в основном сбывалось в
белошвейные мастерские Москвы.
Достоянием крестьян было кружево, плетенное изо
льна, что вполне соответствовало тем тканям (холсту,
крашенине, пестряди), которые оно украшало. У него не