Стр. 107 - kaluga3

Упрощенная HTML-версия

/ Набивная ткань. 1926 г. г. Перемышль.
Мастерская Д.Ф. Забурдаева.
/ Набивная ткань.1926 г. г.Перемышль.
Мастерская Д.Ф. Забурдаева.
накладывания набойной доски с резным орнаментом.
Узорная часть такой доски прикладывалась к
специальному красящему составу, которым была
пропитана суконная подушка, а затем накладывалась на
домотканый холст, сверху её постукивали для лучшего
отпечатывания узора специальной колотушкой – т.е.
«набивали». Затем орнаментированная набойная доска
передвигалась дальше вдоль по холсту, в несколько
рядов - так на ткани получался узор из повторяющихся
мотивов. Затем, холст с отпечатанным на нем рисунком
закреплялся на особом приспособлении, которое
располагалось над большой емкостью с краской –
«кубом». При помощи блока это приспособление
опускало холст с рисунком в «куб» с синей растительной
краской – «индиго». Процесс окрашивания длился
приблизительно 10 минут и мог повторяться несколько
раз. Затем вынутый из «куба» окрашенный холст
«закрепляли» в специальной «откваске», промывали и
развешивали для просушки. В готовом виде получалась
ткань с белым узором по синему фону.
Набойные доски для печатания узора на ткани являются
редкими и интересными образцами художественной
резьбы по дереву. Они имели преимущественно
четырехугольную форму и изготовлялись из нескольких
слоев дерева, располагавшихся перпендикулярно друг к
другу, в более раннее время они могли изготовляться и
из одного массива дерева. В середине XIX в. размер
такой доски из одного массива достигал 52 х 47 см., в
начале XX в. использовали доски меньшего размера – 15
х 16 см., при толщине 5 – 7 см. С боков набойные доски
имели небольшие углубления, за которые мастер –
набойщик брал в руки доску. На лицевой стороне доски
вырезался орнамент, в ранних образцах он делался
углубленным рельефом, в более поздних предметах –
выпуклым. К выпуклой деревянной резьбе часто
добавлялись детали из тонкой металлической
проволоки, в тех частях орнамента, которые могли
легко ломаться в процессе набивания ткани. В начале XX
в. изготовлялись набойные доски с орнаментом,
выполненным полностью из металлической проволоки.
Наиболее распространенным типом орнамента на
набойных досках был растительный – различные виды
мелких цветков, извилистые цветочные побеги с
листьями. Кроме узорчатых набивных тканей в
ремесленных мастерских изготовляли и «крашенину» -
красили в гладкий синий или черный цвет домотканый
холст.
В Калужском крае большинство крашенинно-набоечных
мастерских, основанных в XIX в., принадлежали
крестьянам - выходцам из Корчевского уезда Тверской
губернии. Причем, самая старинная мастерская по
набиванию холста - в Перемышле потомственного
мастера Дмитрия Фалалеевича Забурдаева была