Есть памятники архитектуры общерусские, известные всем. И есть памятники «местные» – за пределами области их знают только специалисты.
Одним из наиболее значимых памятников указанной категории является усадьба Гагариных-Полторацких «Авчурино», расположенная в 12 километрах к юго-востоку от Калуги на берегу р. Оки на территории МО СП «Село Авчурино» Ферзиковского района Калужской области.
Согласно Разрядной книге московских государей 1475-1598 годов указанная усадьба основана в 14 веке как оборонительный пункт Великого Московского княжества и закреплена за воеводой по кличке Овца. Видимо, систематическое назначение воеводы Василия Овцы и дало уменьшительно-ласкательное название этому участку береговой обороны «Авчурино».
В 1712 году село Авчурино перешло во владение сподвижнику Петра I – генерал-прокурору Ягужинскому П.И. При нем в усадьбе возведено каменное здание храма во имя Николая Чудотворца. Первоначально указанный храм, построенный в 1689 году, был деревянным.
При Ягужинском П.П. в усадьбе, ожидая приезда императора Петра I, проложили «дубовый проспект», протяженностью около двух километров.
Парк («дубовый проспект») до настоящего времени сохранился, но требует постоянной охраны и ухода.
Неоднократно посещали усадьбу императоры Александр I и Николай I, а также наследник-цесаревич, будущий император Александр II.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» усадьба, расположенная в с. Авчурино Ферзиковского района Калужской области, является объектом культурного наследия федерального значения «Усадьба с. Авчурино, XIX в.: дом, мавзолей, церковь и парк». Такой типичной «местной» усадьбой долгое время было Авчурино. И вдруг в архивных документах, относящихся к Авчурину, засверкало имя В.П. Стасова, прославленного архитектора начала XIX века, одного из создателей облика «пушкинского» Петербурга, и усадьба предстала совсем в другом свете.
В XIX веке Авчуриным владели Полторацкие, это было одно из культурнейших семейств России, дружившее с Карамзиным, Львовым, Державиным и само оставившее светлый след в нашей истории. Хорошо знал оба поколения Полторацких Пушкин. Купивший Авчурино Д.М. Полторацкий приходился родным дядей А.П. Керн (той самой Керн, которой посвящено одно из лучших пушкинских стихотворений). Сестра его была замужем за А.Н. Олениным, президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки. Отец жены Д.М. Пол-торацкого – П.К. Хлебников, один из богатейших петербургских купцов, – был страстный библиофил. В его библиотеке, в то время лучшей библиотеке России, Карамзин нашел киевскую и Волынскую летописи. Был в этой библиотеке и один из немногих уцелевших экземпляров радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», купленный сыном Хлебникова незадолго до того, как весь тираж был уничтожен. Мудрено ли, что выросший около такого собрания внук Хлебникова – С.Д. Полторацкий, один из старых приятелей Пушкина (в авчуринской библиотеке были книги с автографами поэта), стал глубоким знатоком и ценителем книги. Он собрал замечательные материалы по русской библиографии и щедро позволял ими пользоваться. Библиотека Хлебникова, умноженная С.Д. Полторацким, находилась в Авчурине до 1856 года, позже она поступила в Румянцевский музей. Недавно стало известно, что вездесущий Полторацкий был одним из тайных корреспондентов герценовской «Полярной звезды».
Хлебниковых и Полторацких с архитектором Стасовым связывала давняя дружба.
Для Авчурина В.П. Стасов выполнил пять проектов перестройки церкви. Маленькую авчуринскую церковь, построенную еще в первой половине XVIII века, хотел перестроить уже Д.М. Полторацкий (это первый известный нам проект, сделанный Стасовым для Авчурина). Но в 1818 году он умер, и вдова его задумала превратить церковь в некое подобие мавзолея. Могила Полторацкого находилась сразу за апсидой церкви, и Стасов предложил расширить алтарь так, чтобы заключить надгробие в пределы церкви.
По окончательному проекту старая церковь сохранилась во всех габаритах. Стасов сам заказывал памятники лучшему петербургскому мраморщику Кампиони, иконы – академику Егорову, сделал проект иконостаса и следил за тем, как он выполняется. И хотя практическое строительство (которое тянулось с 1819 по 1833 г.) вел архитектор Л. Пелли, авчуринская церковь, по справедливости, стасовская работа.
Прежний, достасовский облик церкви можно представить без труда – сохранились ее чертежи до перестройки (ими, вероятно, и пользовался Стасов). К тому же старая ее архитектура видна сейчас как на ладони. Это было очень небольшое здание середины XVIII века с «ломаной» крышей, овальными окошками чердака, дугообразными перемычками проемов и рустованными лопатками на углах. Все эти трогательно-скромные украшения при перестройке исчезли под гладью штукатурки. Теперь это стал лаконичный, даже немного суровый памятник русского ампира, похожий на фрагмент знаменитых «провиантских магазинов» в Москве. Хотя размеры церкви остались почти те же, что были, она будто выросла. Вся лепнина церкви привезена, вероятно, из Москвы. Парящие над центральным окном ангелы – родные братья тех, которые были на Книжной палате, сгоревшей от авиабомбы в 1941 году.
Николаев Е.В. «По Калужской земле»,
изд-во «Искусство», г. Москва, 1968 г.
| | |