28.07.2012
Монастырские пруды: от забвения к созиданиюГрандиозная стройка по восстановлению старинных монастырских прудов – часть огромной работы, которую монахи проводят по воссозданию всей былой красоты. Нынешние насельники Свято-Георгиевского монастыря много делают ради величия не только обители, но и всего города: заново возводят древние монастырские стены, ищут благодетелей, чтоб позолотить кресты на куполах храмов, написать иконы, отреставрировать Георгиевский собор, просят кого-то, чтобы установили памятник Стрешневой, помогли построить скотный двор – словом, не сидят сиднем, а шевелятся каждый день, направляя свои усилия на ежечасное созидание. И вот за всем этим пришло время восстановить память трудов тех тружеников, которые вручную копали монастырские пруды. Но какова реакция некоторой части населения на это? «Вот здорово, – рассуждают они, – есть теперь, где на лодках поплавать, покупаться, позагорать, половить рыбу!». Выходит так: монахи будут создавать рыбхоз, искать финансовые средства, чтоб запустить рыбу, её произвести и затем как готовый продукт пустить в местную торговую сеть, а кто-то за «здорово живёшь» собирается пользоваться плодами их трудов в соответствии со своими узконаправленными интересами. Более того, рыба ещё не разведена, ещё до конца не выкопаны пруды, ещё медведь ходит по лесу, а его шкуру уже делят. Словом, монастырь столкнулся с проблемой в разнице понимания цели и смысла восстановления старинного водоёма. Даже некоторые добропорядочные граждане заблуждаются на этот счёт, поэтому мы обратились к настоятелю монастыря игумену Георгию (Евдачеву) за необходимыми разъяснениями: – О. Георгий, некоторые наши жители так ставят вопрос: а что, разве это грех прийти на берег будущего пруда, скажем, семьёй, устроить здесь пикник, искупаться, половить рыбу и так далее? – Как Вы себе это представляете, когда перед окнами келий монахов-аскетов, которые специально ушли от мира и живут вековым уставом, носят специальную одежду, питаются, не вкушая мяса, поднимаются в 4 утра совершить полунощницу, живут исихией (в переводе с греческого «тишина»), уйдя от мирской суеты, и вдруг у стен этих келий появятся обнаженные люди, зазвучат визг, крики, нецензурная брань, оглушающая музыкальная попса. Вывод из этого такой: загорать у монастырского пруда всё равно что в самом монастыре. – Вы считаете, что люди не имеют сознания и их не остановит близость святого места? – Люди, к сожалению, вообще не понимают и знать не хотят сути монашества. Поэтому уже сейчас мы сталкиваемся с проблемами, когда пруда ещё нет, а поблизости появляется полуобнаженная молодёжь на машинах, чтобы весело провести время. Я им говорю: «Молодые люди, почему вы в таком виде пришли к стенам святыни?» – А что, нельзя? – Вы должны знать, что есть особый этикет поведения и внешнего вида в храме, в монастыре, у его стен и на прилегающей к нему территории. Вместо того, чтобы внять наставлению игумена, молодые люди вскидываются: «А почему Вы с нами так разговариваете? Вы не имеете на это право: Вы же священник и монах (то есть, когда им выгодно, они, оказывается, обнаруживают осведомленность, правда, однобокую, в той области, в которую стараются не вникать!). – А как я должен с вами разговаривать? Объясняю вам, что голыми нельзя подходить к святыне, это кощунство, здесь живут аскеты-исихасты, которые специально ушли от такого образа жизни. – Но почему нельзя раздетыми приходить? Сейчас ведь лето! Это вы чудные, ходите в каких-то чёрных одеждах и платках. – Мы поступаем по учению святых отцов: они создавали монашеский устав, прописанный веками, не нам его отменять. – Хватит бред нести, монах! Мы пришли отдохнуть… Можно себе представить, что же начнётся с возрождением прудов, если заранее не упредить возможную беду. Уже сегодня насельники монастыря говорят в один голос: «Если под окнами келий будут гуляния, купания, нецензурная брань и прочие непотребства (к сожалению, многие из нас разучились культурно отдыхать!), мы уйдём из обители». Поэтому стоит дилемма: сделать пруд вторым пляжем для мещовцев, но умереть монастырю и всему, что вокруг него делается, в том числе и на благо города; либо жить монастырю, расцветать Мещовску, но ограничить доступ к прудам, то есть огородить их. Но не сплошным бетонным, каменным, а обыкновенным сварным забором 3м вышины в тон архитектуре обители. Пусть люди любуются красотой через него, но пусть будет там порядок и разводиться рыба. При рыбхозе запланирован цех консервации-копчения, где мещовцы смогут работать. Наши действия должны быть до конца юридически выверены и обоснованы, и мы заранее подготовили правовую базу, чтобы поднимающийся из земли цветок не был бы растоптан грубыми сапогами, чтобы возрождающийся монастырь не потух в одночасье по невежеству населения. Поэтому мы обратились в ряд инстанций за разъяснениями, как нам правильнее всего поступить. Побывали в министерстве культуры в отделе охраны памятников архитектуры, в министерстве экологии и природных ресурсов и министерстве сельского хозяйства. Все эти инстанции дали официальные ответы на наши запросы. Один из них, ответ Л. С. Громова, как наиболее отвечающий сути данной публикации, мы и помещаем на этой странице. Пруд расположен в границах земельного участка, принадлежащего монастырю. Как собственники водного объекта, мы имеем право самостоятельно осуществлять его использование, строить здесь гидротехнические и иные сооружения. Монастырь предполагает сделать на пруду свою маленькую гидроэлектростанцию. – О. Георгий, некоторых смущает, что восстановление пруда и строительство электростанции осуществляются на федеральные средства. – Бог дал нам мудрости войти в государственную программу. Но стоит ответить вопросом на вопрос: а кто выплатит ущерб Церкви, нанесённый народом, когда уничтожались шедевры храмового зодчества, иконописи, предметы церковного искусства? Кто выплатит Георгиевскому монастырю стоимость разобранной крепостной стены, которую растащили на печки, куполов, которые содрали. Народ не хочет в этом поучаствовать? Выкинуты и уничтожены мощи, разбиты могилы – народ не хочет покаяться? Игумен Георгий на коленях выпрашивал 500 тысяч, чтобы установить надгробие на месте погребения небесного покровителя Мещовского края – блаженного Андрея. Никто даже 50 копеек не принёс: «Вот Вам, о. Георгий, восстановите разрушенную могилу заступника нашего древнего города». Народ, который не чтит прошлое и не знает его, обречен на вымирание. По любви Христовой насельники обители не желают вымирания Мещовску, поэтому возрождают память о прошлом и преподносят его на блюде, как дважды два четыре, чтобы мещовцы знали, что у них есть блаженный Андрей, Евдокия Стрешнева, Георгиевский монастырь со своими святынями как единственная живая достопримечательность в городе, в котором не сумели сохранить даже краеведческий музей. Вообще, это нонсенс, по большому счёту, и этого надо стыдиться, если на то пошло! – О. Георгий, зная разнузданность наших современников, где гарантия, что они не будут безобразничать и под забором, ограждающим пруд? – Там будут работать охрана, сторожа – дневной и ночной. Поскольку на пруду создаётся специальное рыбное хозяйство, оно предполагает полный штат сотрудников, в состав которого входят и блюстители порядка. Любой нарушитель будет наказан по закону РФ. – Батюшка, Вы как человек деятельный, что можете посоветовать мещовцам в плане направления их деловой активности? Ведь в городе остро стоит проблема с проведением досуга, особенно молодёжного, не хватает окультуренных мест отдыха… – В Мещовске есть городской пруд и пляж. Можно создать общество по их возрождению, провести там субботники, облагородить свой пляж, перерезать все канализационные выбросы в реку. На территории Мещовска несколько запущенных прудов. Найдите благодетелей, как мы находим, вычистите эти водоемы, разведите там рыбу, ухаживайте за ней и сидите там в своё удовольствие с удочками, причем, на прудах, преображенных своими руками. В больших городах, в Калуге, например, действуют территориальные общины, которые занимаются организацией населения на добрые дела в своём микрорайоне, пусть и у нас будет такая община из активных, болеющих за город людей! Помогайте власти украшать свой край! А братья в монастыре помолятся, чтоб Господь помог людям в этом. В заключение хотел бы от имени братии монастыря горячо поблагодарить чету Симаковых, в своё время позаботившихся о возвращении земельного участка с прудом её законному владельцу – Свято-Георгиевскому монастырю. Александр Андреевич настоятельно советовал нам оформить монастырские земли в исторических границах, утверждая, что если не возродить старинные пруды как раньше, то монастырь будет безликим. А Надежда Григорьевна помогла правильно оформить документы. Низкий поклон им за это. Их труды – пример для подражания остальным. Беседовала с игуменом Георгием Наталья ПЕСТОВА. Количество показов: 401 |