11.07.2012
Внутренний мир Андрея Блаженного (из «Жития…»)Отвергши и поправши свой ум, свои желания, и закрывши себя от всего, что мир считает приятным, отринув все мирские заботы и попечения, заглушив все плотские нужды и потребности, умертвив силой воли и терпения уды греховные, мещовский юродивый Андрей неприступен был ни мрачным помыслам, ни возмутительным чувствам, ни увлекающим мечтаниям, ни рассеивающим впечатлениям; и потому имел дар прозорливости и других благодатных действий.
МЕЩОВСКИЙ КРАЙ иногда называют родиной блаженных: блаженный Никифорушка, чудаковатый Андрей – современник святого Георгия Даниловского и множество дурачков, бродивших по селам, как и Андрей Мещовский, часто не имеющих своего пристанища… Мы, живущие сегодня, не имеющие дара различения действий Духа Святого и духа злобы, озадаченно вопрошаем: почему первенство чести в ряду странных наших земляков принадлежит Андрею Мещовскому. Почему он наибольший из всех «дурачков»? Почему мы выделяем именно его? Если коротко, суть ответа на этот вопрос коренится в простой разнице: есть дурачки в страстях греховных – пьяницы, блудники, воры, богохульники и просто психически больные люди, а есть дурачки святые, осознанно отвергшиеся себя Господа ради, ради Него терпевшие обиды, оскорбления, побои, ради Него отказывавшие себе во всем в пользу ближних. Да, иногда юродивые как бы надевали на себя личину греха, чтобы скрыть духовную высоту своей жизни, и поэтому нередко вся полнота подвига блаженного открывалась уже после его смерти: по молитвам к нему совершалось действие Божественной благодати – люди исцелялись, получали помощь в житейских нуждах, достойно выбирались из беды. Ещё при жизни за великую преданность Богу, за полноту следования евангельскому идеалу юродивые получали от Господа сверхъестественные дары: прозорливости, рассуждения, чудотворений. Как Андрей Мещовский. Потому в отличие от его земляков – дурачков его личность и запечатлелась как в памяти народной, так и в церковных летописях. Тема юродства как тип святости наряду с вышесказанным нуждается в глубоком богословском раскрытии. За этим мы обратились к известному церковному журналисту, постоянному автору епархиальных и многих общецерковных изданий игумену Игнатию (Душеину). Отец Игнатий является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Мятлево Износковского района, благочинным восьмого округа и председателем комиссии по миссионерской работе Калужской епархии. Батюшка любезно отозвался на нашу просьбу и прислал нам любопытный материал. Итак, слово о. Игнатию.
Юродство Христа ради: богословский взгляд
Явивший полноту евангельского идеала
ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЕ или, как их называли в народе – блаженные – занимали всегда особое место в церковной жизни. Их жизнь была полна как понятными, так и совершенно необъяснимыми поступками. Андрей Мещовский, к примеру, не имел своего дома, был вечным странником и гостем, часто ходил почти обнаженным, спал на снегу. Он не имел никакого имущества, вел себя неадекватно, часто говорил никому не понятные слова. Он дарил людям странные подарки, подкармливал заключенных, предсказывал будущее, тайно молился ночами. Его жизнеописание дает, на первый взгляд, противоречивый портрет. Для того, кто слабо знаком с православным преданием, жизнь юродивого Андрея, да и вообще всех юродивых, может показаться в лучшем случае странным асоциальным поведением. В худшем – следствием психического расстройства. Но для православных верующих блаженный Андрей – классический представитель удивительного и редкого типа святости. Жития святых Церкви, которых мы называем юродивыми, – самые страшные. Хотя в них нет крови и орудий пыток, как, например, в житиях мучеников. Они страшны тем, что показывают христианство таким, каким оно должно быть в идеале, без послаблений и умолчаний. И не во времена гонений, а в обычные мирные дни. Юродивые – это те, кто явили полноту евангельского идеала. Вообще Евангелие – жесткая книга. Это не моральный кодекс хорошего человека. Это жесткое руководство к спасению. Естественно, что и жизнь по Евангелию не может не быть суровой. Господь не толерантен, Он явно не либерал. Очень жестко Он произносит условия, при которых мы можем спасти свои души. Они иногда настолько страшны, что режут слух: «погубивший душу в мире сем Меня ради спасет ее», «кто не берет крест свой не достоин Меня», «кто не оставит отца и мать и братий – не может быть Моим учеником». Многие, когда читают эти места, скорее перелистывают страницу. Многим это дико и непонятно. Между тем, это – главное. Пока у человека есть в мире ценности, более возлюбленные, чем Бог, – он еще не христианин. Юродивые это те, кто ради Христа отказались от всех ценностей. И не только от внешних, материальных, но от всех вообще, в том числе от статуса нормального члена общества, от звания разумного человека. Часто поступки юродивых были не просто непонятны или дики для других людей, но откровенно провокационны. Святые юродивые как бы проверяли реакцию человека на эти свои провокации, как бы спрашивали его: посмотри на себя, так ли должен христианин на это реагировать. ИМЕННО ЭТИМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ традиция юродивых ходить полностью или частично нагишом. Это «вопиющее» оскорбление общественной нравственности позволяли себе только они. Для чего? Христианин – это человек, который должен быть царем над своим телом, сердцем, умом. Если он не царь даже над своими глазами, то он должен оплакивать свои немощи, а не осуждать то, на что мог бы и не смотреть, но не смог удержаться. И юродивые ходили голыми как бы говоря: а ты не ругайся и не кричи, ты – не смотри! Конечно, такой тип поведения не может быть образцом для подражания обычными людьми. И те, кто сейчас будут ходить полуголыми по улице, не получат у Бога одной части с этими святыми. Чтобы так себя вести, нужно такое же самоотвержение, плюс готовность получить дубиной по спине от возмущенных прохожих и смиренно о них молиться. Святые зачастую обличают людей, которые вроде бы христиане, но на самом деле живут не христианскими интересами. Блаженный Андрей Мещовский постоянно отбивался от тех, кто пытался его одеть «прилично», он рвал на себе рубашки и норовил выйти полуголым на улицу. Это вызывало, естественно, преследования, оскорбления и даже аресты. Однако в храм Божий он одевался прилично и самое главное: раздевался он не только в теплое время года, но и в лютые морозы. А когда его выгнали из одного дома, чтобы он своей наготой не смущал молодых девиц, то он, не отходя далеко, устроился спать прямо в сугробе. Обладая высокими духовными дарами, которые Бог давал своим избранникам за подвиг такого ужасающего самоотвержения, юродивые всячески скрывали их за внешне безумным поведением. Полученную милостыню они, как бы безумствуя, швыряли в прохожих, знание будущего скрывали в странных знаках. Так, святой Андрей тем, кого ждали жизненные скорби, дарил луковицу – как символ горечи, а тому, кого ждал успех – дрова, символ домашнего тепла. Свои молитвы и духовные подвиги юродивые тщательно скрывали. Андрей, например, если замечал, что кто-то видит, как он молится, тут же уходил в другое место. Православный народ верующим сердцем чувствовал святость юродивых. Их почитали, у них просили молитв, их совета искали не только простолюдины, но и архиереи и даже цари. Те, кто отказались ради Христа от собственного разума, становились советчиками мудрых и власть предержащих. Так бывает всегда, когда человек с любовью отдает что-то Богу. Взамен он сторицей от Него дары духовные получает и жизнь вечную наследует. Игумен Игнатий (Душеин), благочинный VIII округа, председатель комиссии по миссионерской работе Калужской Епархии. Количество показов: 564 |