X

Вход

Описание:
Описание-справка

Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.

Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.

Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).

Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.

Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.

По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.

Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами: 

Включение Экранной лупы Windows: 

1. Через меню Пуск:

Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.

2. Через Панель управления:

Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.

3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».

Использование сочетания клавиш:

1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + "+" (увеличить), Ctrl + "-" (уменьшить).

2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + "+" (увеличить), Cmd + "-" (уменьшить).

Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:

1. Через Панель управления:

Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности».

2. Использование «горячих клавиш»: 

Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.

 

 Шрифт: A A A  Изображения:выкл. вкл.  Цвет сайта:Ц Ц Ц  Обычная версия сайта:Обычная версия сайта

Средства массовой информации

Новая версия портала
C O V I D - 1 9     |     меры поддержки граждан и экономики
Губернатор
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Владислав Шапша
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ИНИЦИАТИВЫ
ПРЕЗИДЕНТА РФ
И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ


Год науки и технологий 2021
Десятилетие детства
План преодоления
последствий эпидемии
коронавируса в РФ
Государственные услуги
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУСЛУГИ
ПРОЩЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru
и получайте госуслуги без очередей и сложностей
Мониторинг атмосферного воздуха
в Калужской области
ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ МО ОБЛАСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ

Контрольная
и надзорная деятельность

РЕФОРМА
Стратегия
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Человек - центр инвестиций»
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПОРТАЛ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Мой бизнес
Малое и среднее предпринимательство
Государственно-частное партнерство
Калужской области
оценка
регулирующего
воздействия

ПРОЕКТОВ НПА
туристско-
информационный
центр

КАЛУЖСКИЙ КРАЙ
Приоритетный проект
Формирование комфортной городской среды

11.07.2012

23.07.2012

«От избытка сердца» Педагогические раздумья

Лирическое вступление

На кухне открыто окно, и через мелкую сетку форточки просеивается майский ветерок, напоённый ароматом отцветающей сирени, свежей липовой листвы. Ребятня привычно возится под самым окном, ссорится и мирится, размазывая слёзы по изрядно испачканным щёчкам. О том, что я буду писать эту статью, знала ещё в начале сентября, терпеливо собирая материал, присматриваясь и прислушиваясь, боясь спугнуть, как охотник долгожданную добычу, всю гамму чувств, мыслей, открытий, которую мне подарили дети 21 века. Те самые дети, что вызывают множество нареканий (часто-справедливых), ужасаний и сетований со стороны нас, взрослых, потерявшихся в суете дней, незаметно для себя растративших навыки духовного воспитания, но на подсознательном уровне чувствующих, что в аббревиатуре из, простите, трёх букв предмета ОПК, и заключено то, что даёт какую-то надежду выплыть, оттолкнувшись от, казалось бы, безнадёжного дна.

…Высунувшись из окна, я угомонила не на шутку расходившихся сыновей: «А из-за велосипеда вообще драться грех. Настоящий мужчина дерётся только по трём причинам!» На лице мальчишек обозначилось нечто среднее между любопытством и недоверием. «Бить можно, когда оскорбили твою Родину, твою мать или твою веру».

Я не знала, что этот, не помню откуда взявшийся постулат, (неужели это – моё?) буквально через три месяца поможет завоевать авторитет у шестиклассников.

Но обо всём по порядку.

Первые шаги

Ошибётся тот, кто подумает, будто ОПК в Мещовской школе преподают первый год. Ещё в 2009-2010 учебном году по инициативе директора Архиповой Вероники Викторовны Основы были введены во 2 классе в качестве факультатива, а классный руководитель 1 «Б» Благодарова Галина Васильевна предложила: «Давайте вместо литературного, экологического (кои, несомненно, важны) кружков станем вести классный час по духовно-нравственному воспитанию». Чтобы не изнурять читателя подробным отчётом о проделанной за этот год работе, скажу лишь о выводах, к которым пришла по окончании учебного года.

Вопреки опасениям взрослых дяденек и тётенек из всевозможных департаментов и министерств, дети встретили предмет, к счастью – не на ура, а красноречивым молчанием и задумчивым взглядом после рассказа о предательстве Иуды, скупой мужской слезой после истории о Распятии Христа Спасителя, задорным смехом после просмотра мультфильма об Ионе - Плакальщике. Почему радуюсь этим результатам, а не победоносному «ура»? Просто вспомнила вычитанный из одного православного издания рассказ Заслуженного учителя России о том, как он, взявшись за преподавание Основ, обладая и знаниями, и методикой, и талантом интересного рассказчика, естественно, не остался незамеченным и однажды в коридоре услышал разговор школьников: «Прикольный мужик! Такие чумовые вещи рассказывает – закачаешься!».

Учитель из школы ушёл…

Параллельно – работа в детском саду по нравственному воспитанию старших дошкольников подавала надежду на некую образовательную систему и преемственность в этой области. А ещё занятия в школе «родили» замысел о проекте «Дорога к храму», который мы с Г. В. Благодаровой пишем уже четвёртый год.

Что было дальше?

Учительские слёзы…

А дальше я, предупредив Веронику Викторовну о собственной ненадёжности, подтвердила это в скором времени, уйдя в декретный отпуск. Находясь уже дома и въедливо вслушиваясь в сводки новостей, касающихся ОПК, которые иной раз звучали левитановским голосом, невольно вздрагивала.

Но вот я снова в школе. Вдохнув полной грудью запах школьных коридоров и кабинетов, вспомнила слова «бывалого» учителя о том, что «работа в школе затягивает».

Итак, на сей раз мне предстоит познакомиться с пятиклашками и учениками шестых классов. Как произошло знакомство с только что окончившими «началку» ребятами, не помню (наверное, было всё спокойно). А вот урок в 6 «а» начался со слёз… Учительских… Сказались напряжение и страх перед неизвестностью (нелегко, однако, от пелёнок и кастрюль – к учительской кафедре) и кем-то невзначай оброненная грубость по отношению к собственной однокласснице. Поэтому тема урока родилась сама собой, вопреки заранее подготовленной: «Мир, в котором мы живём». Думаю, дети запомнили тот разговор, по крайней мере, подобной грубости я больше не слышала.

Вскоре открыло своё первое заседание школьное методобъединение учителей Основ православной культуры в количестве восьми человек: начальная школа, преодолев страхи и сомнения, взялась за этот труд, за что учителям низкий поклон.

Чего хотят дети?

«Основы» – такой предмет, который подразумевает обстоятельный разговор не только о святых и святынях, о храмах, монастырях и иконах, а о том, что волнует конкретного человека в конкретной ситуации. И да простят меня уважаемые методисты, нередко наш разговор с детьми, лишь слегка коснувшись темы, плавно перетекал в долгий разговор о взаимоотношениях с одноклассниками, родителями и учителями, о готах и рок-музыке, о мини-юбках и косметике. Порой меня смущал такой поворот событий, а потом в голову пришла мысль, что ОПК для того и задумывались, чтобы коснуться не надуманных, а реальных, пусть и наивно-детских, проблем современного ребёнка. Позднее на курсах по новым образовательным стандартам, проходившим в школе, я услышала подтверждение своей догадке из уст калужского учителя и методиста Инны Александровны Евченко: судя по анкетированию, проведённому педагогами Калуги, сегодняшний школьник хочет, чтобы с ним ПОГОВОРИЛИ. Слышите! Не купили очередную безделушку, не отмахнулись устало, вручив сотенную купюру – пойди, погуляй, а ПОГОВОРИЛИ по душам, что, согласитесь, гораздо сложнее, нежели щёлкнуть кнопку телевизора в ответ на нудные приставания. Бесконечные детские вопросы иной раз придавливали к стене, не давали опомниться. Создавалось впечатление, что мальчишки и девчонки испытывали словесный голод на протяжении многих лет. Вы только прочитайте, какие вопросы они адресовали священнику, который в конце учебного года, как и обещал, обстоятельно ответил на каждый:

- «Почему люди не могут обходиться без мата?»

- «Как появился воскресный день?»

- «Почему Бог невидим?»

- «Почему Бог был, есть и будет?»

- «Бог создал нас, а кто создал Его?»

- «У каждого человека есть внутренний голос Бога, а голос Диавола тоже есть?» (!)

- «Правда ли, что Диавол принимает человека со всеми его недостатками?» (!!!)

Вы хотите сказать, что эти вопросы родились спонтанно, а не были плодом внутренних раздумий?

Вам нужна в Вашем доме духовная партизанская война? Может, ПОГОВОРИМ со своими детьми ещё о чём-то, кроме оценок и грязных штанов?

То, что они не умеют слушать ответы – вопрос иного плана, он требует отдельного рассмотрения. Но нашим детям есть, что спросить.

А нам – есть, что ответить?

«Великий и могучий» или история о «блинах».

Детей иногда очень полезно огорошить, предложить им контрастный душ из образов, мыслей, слов. Я поступила так, услышав вместо эмоционально окрашенных «замечательно», «превосходно», «хорошо», «великолепно» куцое, эллочкилюдоедовское «блин», которое до боли напоминает иное, начинающееся на эту же букву ругательство (подтверждений тому – масса). Вконец устав от словечка, поделилась «открытием» с детьми. В ответ – молчание. «Вы думаете? Неужели?». «Даже не сомневайтесь, ребята». Через полгода упорного сопротивления они начали бросать в мою сторону взгляды, полные огорчения: простите, опять, мол, не сдержались. А о мате я только сказала: «Мат родился из-за неприятия иноверцами русской культуры. Хамы поносили Мать русского Бога (отсюда и слово и мат). И, если вам безразлична Пресвятая Богородица, что ж, это ваше дело, но не оскорбляйте, по крайней мере, свою родную маму!» Призадумались. Победа!

«Мама – первое слово…»

После взаимного изучения и «прощупывания», решила поговорить о самом дорогом для каждого человека: о семье, о матери. Несмотря на рушащийся институт семьи в России и во всём мире, миллионы распадающихся браков, обездоленных детей с искалеченным мировосприятием, заповеди о почитании родителей ещё никто не отменял. Начали издалека, с притчи о блудном сыне, посмотрев замечательный мультфильм и написав сочинения-миниатюры, сказки. А потом, войдя в класс, я с порога заговорщицким тоном заявила: «Дети, кажется, я нашла секрет долголетия. Поднимите руку те, кто хотел бы дожить до ста лет в мире и добром здравии». Лес рук (как говорит один мой ученик – лесоповал). «Вы думаете, что это какие-то чудодейственные снадобья – зелья? А между тем, это слова, которым уже несколько тысяч лет. Вот каков возраст «рецепта». И познакомила детей с пятой заповедью, призывающей почитать собственных родителей, а потом дети в свою очередь познакомили меня со своими размышлениями на эту тему.

Зайцева Е., 6 кл.: «Эта заповедь нужна как напоминание человеку о том, что он появился на этот свет благодаря Богу и родителям».

Кузнецов С., 6 кл.: «Однажды я с родителями был на пикнике. Всё было хорошо, мы купались, веселились. А потом меня очень больно ужалила оса. Я думал, что праздник был закончен и из-за этого разозлился. Но мама с папой пожалели меня и успокоили, и я понял, что веселье будет продолжаться».

Кузина А., 6 кл.: «Ребёнок рождается и постоянно испытывает на себе заботу своих родителей, которая выражается в любви к малышу. В садике – забота, в школе – забота о маленьком человеке. Родители хотят, чтобы мы были грамотными, так как только грамотный человек принесёт пользу своей стране. Став взрослыми, создав собственные семьи, дети не должны забывать своих родителей, которые теперь в свою очередь нуждаются в их помощи. Нужно посещать своих маму и папу, тем самым показывая пример подрастающим детям. Ведь в старости люди более ранимые, вот и нужно проявлять к ним заботу и внимание».

Полякова С., 6 кл.: «Мне кажется, что эта заповедь самая главная. Жить без родителей плохо. В старости может настичь сожаление, что не уважал своих родителей и очень захочется, чтобы собственные дети любили и уважали нас. Мама и папа нас любят и заботятся о нас, но главное – они дали нам жизнь. Пока родители живы, можно всё исправить».

Шевченко А., 6 кл.: «Эту Божью заповедь нужно неуклонно исполнять. Без этого тяжело стать достойным и уважаемым человеком. Неблагодарность к родителям – это огромный человеческий недостаток. Ведь это так страшно – быть непризнательным. Уважайте своих родителей: ведь они ввели вас в жизнь и вам однажды придётся проводить их из этой жизни».

Как говорится, комментарии излишни.

Горький святочный рассказ.

Естественно, что тема Рождества Христова тщательно прописана в программе. Изучив с ребятами всё, что необходимо знать каждому культурному человеку по этой теме, я почувствовала необходимость внести нотку горечи в практически идеальный мир пахнущего хвоей января. Для этой «злодейской» цели я избрала мощное «оружие» в виде современной литературы. Слово… Какая власть тебе дана! Затаив дыхание, ребята слушали пронзительный рассказ журналиста и писательницы Натальи Ключарёвой о мальчике Юрке из когда-то благополучной, а ныне спившейся семьи, мечтающем об искусственной ёлке, как необходимом доказательстве законного детского счастья. Так и не дождавшись обещанного подарка, уже выросший Юра Кривов приносит Рождественскую ёлку лежащей в больнице и лишившейся разума матери – как сыновнее прощение, как залог любви, которая, по апостолу Павлу «никогда не престаёт».

Зачем я это сделала?

Просто хочу, чтобы дети учились думать. Просто потому, что жизнь – вовсе не однобокая и, если вы успели заметить, сложная вещь… Я не хочу, чтобы, как по телевизору: после каждой реплики – смех, нет – безумный гогот. Помните, в «12» Михалкова герой Ефремова произносит: «Корабли тонут – вы «ха—ха-ха», цунами – «ха-ха-ха», тысячи бездомных детей – «ха-ха-ха». Потому что, если не «ха-ха-ха», а серьёзно, то вам – страшно».

Я хочу, чтобы мои дети – ученики - не заглушали боль и страх ржанием.

Я хочу, чтобы они чувствовали. В том числе и боль.

И не только свою.

О первых мучениках и модной одежде.

ОПК пугает не только противников предмета, но и его сторонников. Пугает своим «вскидчивым» характером, отсутствием подготовки, которой требует каждая уважающая себя научная дисциплина. Пугает своими методическими прорехами, первой из которых, на мой взгляд, являются учебники. Их много: Шевченко, Скоробогатов, Бородина, Кураев. Я работаю по Шевченко и одним из недостатков учебника в начальном звене является обилие предложенных автором классных и домашних заданий по рисованию (малыши вскоре такие уроки по нравственному воспитанию начинают называть уроками рисования). Для среднего же звена – большая, на мой взгляд, оторванность большинства текстов от современной действительности, перегрузка житиями древних мучеников и подвижников благочестия. А навели меня на это открытие …дети. После вдохновенного рассказа о жизни и подвигах великомучеников с первой парты последовал вопрос: «Анна Гасымовна, разве нет современных мучеников, тех, кто исповедал свою веру перед мучителями 21 века?».

И я рассказала о подвиге Евгения Родионова, русского паренька, солдата, отказавшегося снять нательный крест в чеченском плену (хотя, признаться, вопрос неоднозначно оценивается клириками РПЦ) и за это обезглавленного. Рассказывала, естественно, щадя детскую психику, без подробностей, видео и фотографий (такое и взрослому мужчине не под силу). Кто-то несмело прервал тишину: «Настоящий солдат!».

Какая мысль посетила их головки?

В другой раз – разговор о юродивых. Благо, мещовцы – земляки Блаженного Андрея. А дети – за своё: «Анна Гасымовна, а сейчас юродивые есть?» Ну и что вы прикажете говорить Анне Гасымовне? Сказать: «Да, есть» – означает: приведите на следующий урок, познакомимся». Сказать: «Нет» - означает: мы так и знали, что это – «дела давно минувших дней». И, поскольку учу говорить их только правду, отвечаю: «Не знаю. Многие учёные люди говорят, что одним из симптомов нашего времени является отсутствие юродивых. Ну не рождает бездуховное общество святых! Хотя, мне думается, что они есть, только до времени их подвиги скрыты от нас».

Ушли удовлетворёнными.

Рассказываю о старце Серафиме Ракитянском, современном нам подвижнике, жившем в с. Ракитное Белгородской области. Человеке, прошедшем сталинские лагеря и на вопрос при выходе из лагеря, что же он собирается делать теперь, спокойно и с достоинством ответившего: «Как и раньше - служить». За свою прямолинейность о. Серафим поплатился ещё несколькими годами заключения. В конце рассказа спрашивают: «А в каком веке жил о. Серафим?» – «В конце двадцатого». – «А разве такое бывает?» – «Какое – «такое?». – «Чтобы такие люди жили с нами в одно время?»

Да, есть над чем поработать авторам учебников.

И последний эпизод связан опять же с житиями древних святых. Прослушав до конца печальную и в то же время торжественную историю о детях-мучениках, замечаю за третьей партой в первом ряду слёзы на милом девичьем личике: «Детка, что случилось?» «Что делать, если у тебя нет денег на модную одежду и на одежду вообще, и все друзья считают тебя несовременной, а я чувствую себя изгоем?».

Какой, скажите мне, мыслительный процесс прошёл в голове этой девочки, чтобы оттолкнуться от жития и вспомнить о своих собственных страданиях?

Какое я имею право ронять слёзы (что само по себе и не плохо) о детях, живших за несколько тысяч лет до рождения сидящей передо мной девочки и не придавать никакого значения её детскому горю.

«Горю ли?» - воскликнут мудрые взрослые и приведут в пример дедушек и бабушек, питавшихся в голодные годы лебедой и носивших одни стоптанные до дыр на пятках туфли на десять-двенадцать душ. И…тоже будут правы. Но, уважаемые взрослые, если бы вы знали, как важен именно в подростковом возрасте «закон стаи», как важно быть принятым «своими»: «Мы с тобой одной крови: ты и я». Со временем наши Маугли при вашем мудром попечении уразумеют, что как-раз таки непохожесть делает их интересными, привлекательными для общения со сверстниками, а брюки с заниженной талией носят те, у кого эта талия вообще есть. А пока…

Почему-то вспомнился Достоевский с его «слезой ребёнка»…

Уроки, уроки…

Так уж получилось, что решение дать открытые уроки совпало с курсами по новым образовательным стандартам, которые проводились в школе в течение почти трёх месяцев. Одним из зачётов как раз и был современный урок. На зов директора дать открытый урок откликнулись: сам директор, Матюшина Наталья Петровна – учитель русского языка и литературы и я. Тема: Куликовская битва. У меня и Натальи Петровны было по восемь минут, чтобы поведать педсоставу школы вкупе с гостями из Калужского института усовершенствования учителей о благословении прп. Сергия Радонежского и литературном памятнике «Задонщина». Основную часть – урок истории – блестяще провела Вероника Викторовна, перемежая свой рассказ юмором, что способствовало некоторому расслаблению детей перед аудиторией в тридцать человек.

Не знаю – хорошо это или плохо, но я ещё со школьной поры испытываю слабость перед умными образованными людьми (согласитесь, слыть грамотным ещё не значит быть образованным) и я весь этот урок испытывала эстетическое упоение от правильного литературного языка старших коллег, от умения работать с детской мыслью и – высший пилотаж – навести детей на нужные выводы, вовремя самоустраняясь. Интегрированный урок история+ОПК+литература, почитай, что областного уровня, по достоинству оценили и Мещовск, и Серпейск, и Калуга.

Следующее занятие мы с Натальей Петровной провели вдвоём в присутствии администрации школы. Тут уж мне позволили немного «порулить» и обозначить тему. Жребий пал на любимого поэта. «Александр Блок «Девушка пела в церковном хоре». Христианское осмысление символов стихотворения» – вот где можно разгуляться нереализованным филологическим амбициям! Но это я отвлеклась.

Бинарный урок проходил в 9 классе, славящемся своими чтецами и сочинителями, что подавало надежду на поддержку со стороны детей в ответственные моменты урока. На этот раз занятие честно поделили поровну (шутка): 20 минут - на традиционный разбор стихотворения со всеми вытекающими из него эпитетами, сравнениями, гиперболами и прочими стилистическими фигурами и совсем необычное 20-ти минутное знакомство с иным, символическим «измерением» стихотворения, глубоко христианского по своей сути.

Пожалуй, самой высокой оценкой ОПК-шной части урока были слова самой Натальи Петровны. Она как-то задумчиво присела на стул, пожала плечами и сказала: «Странно, но в институте нам этого почему-то не рассказывали». Вот оно, наше (я повторяю – наше с вами!) однобокое воспитание и образование в высшей школе. Мы изучили все тропы, закрытыми глазами, наощупь, находили стилистические фигуры и мудро вещали о синтаксических особенностях стихотворений не только Блока, но и многих других поэтов и писателей. Естественно, не обходили стороной поэтики символизма (как-никак Блок – символист!), а потом, чтобы не очень разбираться, с улыбкой добавляли: «К концу жизни Александр Александрович и сам не помнил, что он хотел сказать своими символами!»

А о том, что корабли в его стихотворении могут быть древнейшим христианским символом Церкви, а девушка петь Великую ектению – молитву, как-то думать было недосуг. А зачем? Ведь так хорошо и отрадно осознавать, что на этой полке у тебя лежит Блок, а на этой – исследователь его творчества Зара Минц (гениальная женщина!) Взял одно, дотянулся до другого – и готово! Это в лучшем случае. А в худшем…

Но что простительно Блоку, то непростительно нам. Давайте не будем обрезать неудобных углов, приспосабливая творчество русских писателей, поэтов, художников и композиторов под собственную узость. Говорят, вкус к сложности отличает христианина от прочих людей. Я не знаю, вырастут ли мои ученики христианами (цель у ОПК– иная), а вот умение мыслить, возможно, останется. И помогут нам в этом всё те же Основы. Вот ещё одна достойнейшая задача предмета: делать выпуклым и сложным то, что мы с вами по незнанию и лени уплощили и упростили. Как тут не вспомнить строки поэта и супруги священника Людмилы Кононовой:

Всё, с чем в детстве не мирилась,

В ранг приличья возвелось:

Позабылось, усреднилось,

Упростилось, утряслось.

Подобное довелось услышать и от Вероники Викторовны. На молчаливый вопрос в глазах коллег относительно учителя ОПК на уроке истории, она ответила в свойственной ей афористичной манере: «Решила представить Куликовскую битву как многоплановое событие, имевшее и духовные последствия для нашей истории». Потом я заглянула в учебник истории. Об Игумене Земли Русской прп. Сергии Радонежском было написано одной строкой, что именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву.

И всё.

«Это праздник со слезами на глазах»

Любимым нецерковным праздником для меня всегда был День Победы. Я жду этого Дня с содроганием сердца: вдруг за давностью лет все ощущения и чувства обрастут коростой: «Это было давно и неправда». Парад Победы в Москве, панихида на братской могиле в Мещовске, фильм «Они сражались за Родину» всё расставляют по своим местам. Нет, не притупилось, не обросло. Как с этим поделиться со своими воспитанниками? Так, чтобы глубоко, качественно и – главное – навсегда. Дети сами мне в этом помогли. Предварительный опрос дал неутешительные результаты: даты Великой Отечественной то ли не помним, то ли и не знали никогда, из всех Великих сражений ХХ века вспомнили, почему-то, битву за Мещовск (и то неплохо!), полководцев «переселили» из века 19-го в 20-ый, нисколько не заботясь, что будет делать Раевский и Багратион с мушкетонами против немецких «мессеров». Но последней каплей, переполнившей мою чашу терпения, был диск с играми, который один из учеников принёс на урок: яркая обложка, на которой красовались… отрубленные руки, ноги, головы виртуальных героев неизвестных человечеству войн. И следующим домашним заданием было: найти и посмотреть художественный фильм «Иди и смотри».

Жёстко? Да.

Может, где-то и жестоко.

И супруг предупреждал: не надо. Не убедил. Посмотрели фильм всей семьёй. Младшие дети плакали. Старшие держались. И всё же я приняла решение: пусть смотрят. В апреле родители на классном собрании выразили своё недоумение: «Так нельзя, там же сцены насилия!», забывая о том, какие «игрушки» лежат в рюкзаках их 11-12-летних детей! Когда ребёнок в виртуальном мире отсекает все мыслимые и немыслимые части тела у «противника», есть ли уверенность, что, привыкнув к потокам крови, он не прольёт кровь уже реального человека, садистски измываясь над его телом?!

И потом, уважаемые родители, давайте не будем себя обманывать! Телевизор и Интернет ежедневно предлагают нашим детям убийства, изнасилования и извращения на любой возраст, цвет и вкус. И нас это не задевает. А художественное произведение, коим является тяжёлый и одновременно великолепный фильм «Иди и смотри», где убийства и издевательства над белорусами не являются самоцелью киноленты, – верх цинизма и насилия над душой ребёнка!

Простите, я вам не верю, хотя радует, что вам не всё равно, что смотрят ваши дети.

Одна девочка позднее мне сказала: «Теперь я буду иначе смотреть на 9 мая». Это, пожалуй, лучшая награда за «мильон терзаний».

Сейчас, возможно, я поступила бы иначе, но боюсь, что, если увижу похожий компьютерный диск, мирно соседствующий со сладкой булочкой в рюкзаке ребёнка, то поступлю так же. Покажу им «Обыкновенный фашизм».

…Есть вещи, с которыми нельзя мириться. Есть вещи, которые нельзя забывать.

Никогда.

И снова – о родителях…

Не знаю, с чем это связано, но один из участников образовательного процесса регулярно оказывается «слабым звеном» и имя ему – Родитель. Только проведёшь прямую от Учителя к Ребёнку и кажется – до Родителя рукой подать… Ан-нет! Треугольник получается не всегда! Так и рисуешь прямые линии, до дыр прокарябывая взаимоотношения с учениками.

А мне с родителями повезло!

Во-первых, хочу сказать огромное спасибо и низкий поклон папам и мамам, чьи ребятишки, по рождению принадлежа к иной культурной традиции (мусульмане, например), обдумав все «за» и «против», перешагнув через собственные национальные амбиции, отдали-таки своих детей в руки ОПК, оказав тем самым детям неоценимую помощь в изучении культуры того народа, который является государствообразующей нацией России, и христианские традиции которого, пусть и подсознательно, проходят через всю его жизнь. Тем родителям, которые ясно осознают, что все религии равны перед законом, но не все - перед культурой России.

Спасибо. Ваши дети вас не подводят, а подают пример серьёзного и обдуманного отношения к предмету.

Спасибо родителям, которые не отмахиваются от вопросов детей, естественным образом возникшим после введения предмета в учебный план школы. Пожалуйста, будьте мудры. Если чего-то не знаете, скажите ребёнку об этом, поищите ответ вместе: современные технические возможности практически каждой семьи позволяют сделать это. На помощь придёт библиотека Центра «Воспитание», районная библиотека и, естественно, я. Двери кабинета ОПК всегда открыты для вас. Я постараюсь ответить на все вопросы, и выслушать все ваши мысли.

А пока диалог состоялся в виде анкеты. В конце мая родители получили составленные мною вопросы, ответили на них, и теперь я имею возможность делать какие-то выводы и спешу поделиться ими с читателями.

Всего в опросе участвовали 17 человек. На вопрос «Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок изучает ОПК?» «Положительно» резюмировали 17 родителей. Такое же количество родителей подтвердили, что их дети задают им вопросы на религиозные темы и темы, касающиеся истории и культуры России. На вопрос «Помогают ли Основы выбирать нравственные ориентиры в жизни?» родители ответили развёрнуто:

«Уроки ОПК нужны, но каждый ребёнок индивидуален, поэтому понять и усвоить предмет может не каждый».

«Думаю, что такой предмет нужен детям, он развивает у ребят желание совершать благородные поступки, доброту и готовность оказать помощь при необходимости».

«Он помогает развить самое главное в человеке – любовь к ближним».

«Современный мир всё больше оперирует понятиями «духовность», «нравственность», поэтому уроки ОПК приближены к изучению данных понятий».

«Конечно, помогают, потому что ориентируют на уважение к историческим и духовным ценностям нашего народа».

«ОПК помогают посмотреть на мир другими глазами».

Одна мама особенно порадовала: «Помогают в том случае, если работу проводить вместе: учитель и родитель».

Очень разнообразными были «запросы» родителей в области желаемых тем:

«Хочу, чтобы ребёнок услышал больше рассказов, касающихся необходимости уважения старшего поколения и своих родителей».

«Пусть ребёнок узнает больше о святых людях Земли Калужской».

«Расскажите о роли семьи в становлении личности ребёнка».

«Хочется, чтобы ребёнок узнал больше об одежде священнослужителей».

Ещё одна мама, спасибо ей большое, заботясь о целомудрии дочери, просит поведать библейские истории благочестивых жён и мужей.

А в качестве пожеланий мне как педагогу и просто человеку родители желали бодрости, здоровья, успехов, быть не слишком требовательной к уроку (не обещаю, простите), продолжать в таком же духе (с удовольствием обещаю), не навязывать веру (вот этого не делала никогда, заявляю со всей ответственностью) и судить детей строже.

Спасибо за поддержку, понимание и непонимание (хуже всего – равнодушие).

Может, удастся, всё-таки, дочертить пресловутый треугольник участников образовательного процесса?

И снова – дети или всё, что я думаю об ОПК

Обработав анкеты родителей, принялась читать признания детишек. После предварительного разговора о необходимости честного и открытого письменного обсуждения предмета с удовольствием наблюдала за рождением мысли у моих дорогих учеников.

Пишут…

Вы пишите, а я позволю себе вспомнить пару интересных эпизодов, участниками которого были вы, мои милые работяги и бездельники, молчуны и хохотушки.

Спрашиваю: «Ребята, а для чего нужны монастыри?» Лесоповал рук. «Чтобы молиться, поститься, приложиться». Верчу головой: всё это можно сделать и в приходском храме. И тут Рома Баринов «выдаёт» отлитое в бронзу: «Монастыри нужны для того, чтобы ощутить большую христианскую радость». Добавить нечего. Я, признаться, позабыла свой вариант ответа.

Кто-то делится своим «открытием»: «Христиане – это такие древние люди». Православные! Это - нам с вами. Почти что ископаемые. Есть над чем подумать.

Так что же такое ОПК для детей?

Опять же Баринов Р.: «Благодаря уроку ОПК, я задумался о Боге».

Борзикова А.: «Читая житие мученицы Акилины, я поняла, что за веру надо бороться».

Осадчева К.: «Мне не нравится, когда Анна Гасымовна ругается» (Кристина, прости, буду исправляться).

Мурзин А.: «ОПК помогают задуматься: хороший ты поступок совершаешь или плохой».

Спасибо, ребята. Уча вас, учусь сама.

Вместо послесловия

Учитель и человек. Разве это взаимоисключающие понятия?

Одним из непременных условий введения курса Основ было условие: вести разговор от третьего лица: «они, христиане», «как считают, как думают христиане» и никакого яканья, будь ты десять раз воцерковлённый христианин. Наверное, это правильно. Иначе у некоторых не в меру рьяных учителей возникнет соблазн вместо урока прочитать проповедь. Но у всякой вещи, как известно, есть две стороны. Учителя – не роботы, личность учителя естественным образом бросает отсвет на всё, им делаемое и произносимое. Главное – от детей никуда не спрячешься и не солжёшь им. И в моей маленькой практике был случай «раздвоения личности», профессиональной, простите, шизофрении, когда, рассказав детям о Пасхе и событии Воскресения Христова, я, как того требует регламент предмета, добавила: «Православные христиане верят, что Христос умер и в третий день Воскрес». Ответ удовлетворил всех. Всех, кроме одного мальчика, которому, по-видимому, показалась недостаточной вера абстрактных «православных христиан» и он подступил ко мне: «А вы, вы верите в Воскресение Христа?» И – полные неподдельной детской надежды глаза. Настал, как говорится, момент истины. Встречный вопрос: «Тебе ответить как учитель или как человек?» «Ответьте как человек» «Да, я верю в Воскресение Христа». Ушёл, но недалеко. Вернулся: «Так неужели Он действительно Воскрес?» Придвинул лицо вплотную.

Что для него решается? Вопрос миробытия, что ли? На праздное любопытство совсем не похоже.

«Да, Он Воскрес».

Больше таких случаев у меня не было. Может – не будет уже никогда. Я спокойна за свой ответ. Я не солгала маленькому человеку.

…По меткому выражению протодиакона Андрея Кураева «сверхзадачи ОПК – это:

1. Вызвать у детей желание жить вообще.

2. Желание жить в России.

3. Желание жить в России в многодетной семье.

Цена вопроса – существование России как государства».

А вы согласны с ним?

Анна БАХАЕВА, учитель ОПК Мещовской средней школы.


Количество показов: 509

Возврат к списку