31.08.2011
«Золотая пропорция» учительского сердца
Штрихи к портрету
Нынешний год для Ольги Леонидовны Савкиной, учителя математики из Серпейска, отмечен феерическим «звездопадом» – сначала одна за другой «посыпались» победы её учеников на краеведческих и научных конференциях самого разного уровня, а потом к ним прибавилось и собственное первенство в районном конкурсе «Учитель года». Недавно мне довелось познакомиться с её ученицами Алёной Князевой и Катей Ерохиной – золотой и серебряной медалистами – как раз с теми самыми лауреатами и дипломантами, принесшими славу родной школе, которая уже благополучно выпустила их в июне в большую жизнь. В нашей беседе девушки, недолго думая, единодушно сошлись во мнении о самых характерных чертах любимой учительницы: «Сильный математик. Сдержанная, строгая, взыскательная – лучше не лениться, если работаешь под её руководством. При этом требовательна к себе, умеет общаться с людьми, обладает даром убеждения».
С чего начинается личность?
– Однажды я прочитала о Генрихе Шлимане и меня поразила судьба этого мальчика: он жил на чердаке в невыносимых условиях, но учился с увлечением. Изучая историю древнего мира, добился своего: сделал раскопки на предполагаемом месте существования Трои. История Генриха, может, потому и тронула до глубины души, что всё непознанное меня всегда притягивало… Ольга Леонидовна задумчиво посмотрела в окно и мысленно перенеслась в годы школьной юности: – Мне в жизни необыкновенно повезло – я встретила столько интересных людей, научивших меня творческому отношению к окружающему, к процессу познания. Первая учительница Людмила Семёновна Солдатова (родилась и выросла О. Л. Савкина в Мещовске) приучила к порядку, к стройному и логичному высказыванию своих мыслей. С 5 класса до окончания музыкальной школы училась у замечательного техничного пианиста Виктора Фёдоровича Турлыкова. Под его водительством окончила семилетку с отличием, а потом уже просто ходила в музыкальную школу, чтобы исполнять с Виктором Фёдоровичем в четыре руки Моцартовские концерты. А наша учительница химии Александра Борисовна Кенжина! Она демонстрировала изумительные опыты и давала возможность попробовать то же и ученикам, будучи убеждённой, что ребёнок не усвоит материал, если не потрогает своими руками изучаемое… Ольга Леонидовна вспомнит добрым словом и свою родительницу Марию Антоновну Брызгачёву – агронома по специальности, которая выращивала великолепные цветы, рассаду, а помидоры она снимала с куста такие, каких в Мещовске ни у кого в ту пору не было. Однажды мама уехала на семинар в Ялту. И оттуда присылает телеграмму с просьбой срочно выслать ей денег на дорогу. Оказывается, все свои финансовые средства она потратила на покупку… элитной пшеницы. Такая самоотверженная верность профессии со стороны матери оставила в душе дочери мощное впечатление, повлиявшее на её внутреннее содержание. – Но характером я пошла в отца, Леонида Алексеевича, – рассуждает моя собеседница. – С ним постоянно ездила на рыбалку: в четыре утра подъём, на мотоцикл и мчимся на речку. А то и по грибы в лес… Доминанта мужского воспитания, по-видимому, сказалась-таки на выборе факультета – физмат Калужского пединститута. Дед Антон, в честь которого назвала сына, тут тоже сыграл не последнюю роль: обладал незаурядными умственными способностями – прекрасно считал в уме и без запинки декламировал наизусть произведения Пушкина и Некрасова. Когда только Калуга начала открывать для себя личность учёного Чижевского, юная студентка физмата, жадная до всего нового, взяла тему дипломной работы, посвящённую нашему именитому земляку. В 1978 г. Савкина получила распределение на работу в Серпейск. Как только были учреждены юношеские научные чтения имени Чижевского, участие в них питомцев Ольги Леонидовны стало само собой разумеющимся. Она уже тогда охотно помогала способным детям находить свою главную жизненную линию.
О том, какое отношение имеет оптика к математике
Как облегчить усвоение математики? Как применить абстракции сухой и скучной для школьника науки к житейским ситуациям? Муки педагогического творчества, знакомые каждому ищущему учителю, привели Ольгу Леонидовну к блестящей идее: писать проектные работы! Начала практиковать её лет пять назад. Не все учащиеся способны на исследовательскую деятельность, но те, у кого наличествуют хоть какие-то к тому склонности, уходят в неё с головой. – В этом учебном году у меня над проектами трудились четверо одиннадцатиклассников. Обычно предлагаю на выбор перечень тем. И вдруг одна ученица спросила: – Можно я предложу свою тему? – Предлагай! А какую? – Меня интересует тема зрения. – Я не против, только давай подумаем, как мы свяжем оптику с математикой. Порыв девушки мне понятен: катастрофически падает зрение и хочется найти причину. Мы начали досконально изучать всё, относящееся к данной теме, обсчитали режим для полноценного существования глаз. Девушка узнала много нового и с удовольствием делилась открытиями со сверстниками. Как рождаются темы проектов? Зачастую из простой житейской потребности. Например, изучаем тему «Масштаб». Как, пользуясь знаниями о нём, определить расстояние от одного города до другого. В наше время, когда каждый третий имеет машину, без этого навыка не обойтись. От подобных простых задач может родиться объёмный труд, как, скажем, «Роль геометрической прогрессии в жизни человека» – это тянет, пожалуй, на исторический обзор всей человеческой цивилизации. С Ириной Климовой проект писали… три года – о золотой пропорции в анатомии и растительном мире. Её сестра развила эту тему дальше и написала о золотой пропорции в храмах Мещовского района. И получили ответ на вопрос, почему православные церкви красивы: наши предки знали эту пропорцию. – Мне много приходилось читать про старинные меры длины – сажени, – комментирует О. Л. Савкина, – косая сажень, малая сажень… Так вот сажень по своей сути отражает эту золотую пропорцию, которая, если хотите, отражена и в строении человека. Ведь он задуман как гармоничное существо. Красота – мерило всех жизненных процессов и в ней заложена математика. Отсюда выражение «Поверять алгебру гармонией». – Проектная работа учащихся пока не включена в программу школьного образования, – вернулась к первоначальной теме разговора Ольга Леонидовна, – но почему-то, думаю, что это дело недалёкого будущего. О. Л. Савкина, как профессионал с Божьей искрой, работает несколько на опережение. И, наверное, это здорово, когда в познании есть «оффшорная» зона, свободная от обязаловки!
Путешествие в глубь веков
– Зная о моём интересе к масштабным личностям, – продолжает моя собеседница, – однажды попросили написать работу о Тимофееве-Ресовском. Тем более, в нашем Конецполье его бабка жила, сам он – наследник Камыниных – самого богатого рода Серпейского края. В процессе работы я открыла для себя Ресовского как личность разноплановую: кроме того, что он был выдающимся учёным, изучал много художественных течений в искусстве, пел на клиросе в Мосальском Ферапонтовом монастыре. Над темой «Серпейск и Тимофеев-Ресовский» со мной работала моя бывшая ученица Люба Харчевникова. С Любой же сделали работу «Путешествие по реке Рессе» – исследование о расположенных на ней деревнях. «Путешествие» потянуло за собой новую тему – «Хуторские хозяйства Серпейской волости» – это открытие делали уже с Настей Игнатовой, ставшей лауреатом Российских историко-краеведческих чтений в 2009 г. Объехали с ней вдвоём всю округу, делали фотографии, опрашивали местных жителей, кто на этих хуторах жил, чем занимались, почему поселения пришли в упадок. Интересовались и Терпиловым, где жили князья Соколинские-Друцкие, с посещением их усадебного дома, поразившего размахом и флером безвозвратно ушедшей от нас старины. В этом году проявила себя Алёна Князева, заняв I место на районных чтениях за доклад «Серпейское городническое правление XVIII века». Потом за эту же работу удостоилась второго места на областных Юдинских чтениях, затем в Москве стала дипломантом Всероссийских краеведческих чтений. В работе Алёны подняты богатейшие пласты исторической информации. Старый Серпейский уезд – это огромная территория, вместившая в себя земли нынешних Мосальского, Барятинского, Юхновского, части Кировского и половины Мещовского районов. Городническое правление здесь, в Серпейске, в царское время было представлено воеводской канцелярией, через неё воевода управлял уездом. Алёна раскрыла, что входило в обязанности воеводы и его ведомства, что в нём хранилось, как осуществлял свои функции управитель территории. Исследование натолкнуло на печальное открытие: в архиве были найдены сведения о том, что разрядные книги 12-14 веков, по которым только и можно было узнать дату основания Серпейска, сожжены. По злому ли умыслу или из-за массовых пожаров, частых в эпоху господства деревянных строений? Остаётся только догадываться. На будущий год Серпейской общеобразовательной средней школе исполняется 200 лет. Эту дату, отличную от ранее известной, присланной из архива, уточнила Катя Ерохина, проводившая исследование по истории возникновения родной школы. Катя окунулась в море прелюбопытнейших фактов: ей открылось, какие учителя работали два века назад, какие предметы преподавали, насколько способными были дети. Умилила пометка в классном журнале об этих самых способностях: «Хорошие», «Слаб», «Туп». Встречаются отметки «единица», «ноль». По сути, получается шестибалльная система, более гибкая, чем нынешняя. Исследование, однако, показало, что дети учились в приспособленном здании, писали на плохой бумаге гусиными перьями, чернилами из сажи, при слабом освещении, потому что свечей всегда недоставало. Учились в помещениях чаще всего холодных – дров вовремя не покупали, в одном классе занимались одновременно учащиеся трёх классов. Исследование подвело к выводу, что современные подростки не ценят того, что имеют. Опыт краеведческой работы Катя начала набирать раньше, изучая род крестьян Меркуловых. С этой работой она стала лауреатом Российских историко-краеведческих чтений в прошлом году. Недавно узнали о существовании постоянной Всероссийской школьной научно-практической конференции «Мой род – мой народ». Проходит она в Обнинске в культурно-просветительском центре «Вера, Надежда, Любовь», который создавался трудами и молитвами игумена Георгия (Евдачева), в ту пору иерея Геннадия. В прошлом году там блеснул Андрей Потёмкин, став лауреатом I степени. Он представил на суд жюри исследование о своём земляке Родионе Глинкове. А в этом году занял II место в конкурсе исследовательских работ школьников «1418 дней войны в Серпейске» (о Великой Отечественной 1941-1945 г.г.). Семь месяцев трудился над этой темой: перелопатил горы литературы, старые подшивки «Красной Звезды», добирал необходимое в Интернете. Янов, Глинков, Оболенский, Меркуловы, Соколинские-Друцкие… Сколько ярких имён земляков открывали ребята под руководством О. Л. Савкиной! Самое мучительное – добыть сведения из архива. Ведь кроме книги Лучина о Серпейске больше ничего не написано. Ольге Леонидовне приходится раз в месяц ездить в Калужский госархив, по крупицам добывать, как золото из песка, нужную информацию. Это те базовые сведения, на которых потом строятся исследовательские конструкции школьников. Потому и призовые места привозят, что озвученные на конференциях факты ни с какой книжки не спишешь. И эти лавры добываются целеустремлённостью и неимоверным терпением Ольги Леонидовны. – Только вот интерес к краеведческой работе проявляют немногие подростки, это всё же должен быть подготовленный ребёнок, подготовленный семейным воспитанием, природными склонностями и неиспорченностью души, черпающий в изучении старины силы и вдохновение, – делает вывод Ольга Леонидовна. – Поэтому массового интереса к истории малой родины пока ожидать не приходится. Но как бы ни складывалось со школьниками, историю земли Серпейской изучать необходимо и передавать её следующим поколениям. Материалов предостаточно, впору открывать краеведческий музей, – мечтает она вслух, – Вера Петровна Потёмкина, глава администрации нашего сельского поселения, всецело «за». Но всё дело в наших весьма скромных возможностях – нет соответствующего помещения. Всего-то навсего!
Свеча загорается от свечи
Внутренняя гармония… Что это: дар Божий или благо приобретённое? А может и то, и другое вместе. Скорее всего, так. Вот это золотое качество позволило Ольге Леонидовне быть успешной в разных проявлениях. 15 лет подряд она замечательно руководила школьным хором (вот где пригодилось отменное музыкальное образование!). Но сейчас пришли другие времена, уроки музыки и пения выпали из школьного процесса. Мы вообще перестали быть поющим народом, а там где нет песни – гаснет и дух. Ольге Леонидовне приходится довольствоваться малым – частными уроками вокала отдельным желающим. Но не унывает. Очень любит цветы, иногда экспериментирует с ними на кухонном подоконнике. Много успевает – встаёт на заре. Сказывается привычка хозяйки, которая годами держала корову. Только из-за немощей вынуждена была несколько лет назад от неё отказаться. Но привычка подниматься рано осталась. Утром на свежую голову можно столько дел провернуть! Ольге Леонидовне повезло с семьёй, а семье – с ней. Прекрасный муж, трудолюбивые дети, для которых честь, ответственность, совесть, долг – не абстрактные понятия. Как-то взрослая дочь, тоже Ольга, выговорила матери: «Вы воспитали нас такими, что мы не сможем приспособиться к окружающему хамству». Вроде даже как с укором. А мне, представьте себе, стало даже радостно за Антона и Ольгу. Радостно от того, что есть ещё молодые люди, у которых в голове и в сердце всё правильно уложено. Это к вопросу о внутренней гармонии. Думаю, всё равно найдутся и в наши безнравственные времена люди, способные оценить благородство и высоту духа, которые Ольга Леонидовна заложила в своих детей и учеников. А этот свет они понесут дальше, и будет он оправданием её жизни – многотрудной, многогранной, жизни матери и учительницы. Наталья ПЕСТОВА. Фото Ю. Баева. Количество показов: 1074 |