Официальные выступления и интервьюВыступление В.И. Авдеевой на публичных слушаниях 27.10.2011 по вопросу «О проекте закона Калужской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» В основу бюджетных проектировок положены основные направления бюджетной и налоговой политики Калужской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, сформулированные в выступлении Губернатора Калужской области 9 сентября 2011 года. Параметры проекта бюджета сформированы исходя из прогноза социально-экономического развития Калужской области на период 2012-2014 годов. ДОХОДЫ Показатели доходов областного бюджета на 2012 год определены по нормативам отчислений от федеральных, региональных налогов и отдельных видов неналоговых доходов в соответствии с бюджетным законодательством. В основу прогноза положены макроэкономические показатели, действующее налоговое и бюджетное законодательство. Кроме того, учтены изменения законодательства, вступающие в действие с 1 января 2012 года. Это: – индексация ставок акцизов по алкогольной продукции с содержанием спирта свыше 9 % - на 110 %; – индексация ставок акцизов по вину и пиву - на 120 %; – изменение нормативов отчислений доходов от акцизов на нефтепродукты, а также изменение порядка зачисления 60 % доли акцизов на алкогольную продукцию; – увеличение нормативов отчислений по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций в связи с передачей на областной уровень полномочий муниципальных районов и городских округов по здравоохранению; – изменение порядка зачисления транспортного налога с физических лиц. С 1 января 2012 года данный налог будет зачисляться в областной бюджет и являться источником формирования дорожного фонда. В совокупности эти изменения приведут к увеличению доходов областного бюджета в 2012 году на 2 млрд. 421 млн. рублей и, вместе с тем, к снижению доходов на 473 млн. рублей относительно действующего законодательства. Общий объем доходов на 2012 год определен в сумме 34 млрд. 598 млн. рублей или с ростом к оценке 2011 года почти на 8 %. В целом на 2012-2014 годы прогнозируется рост налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в абсолютном выражении. Общий объем налоговых и неналоговых доходов на 2012 год определен в сумме 30 млрд. 421 млн. рублей или на 24 % больше оценки 2011 года. В абсолютной сумме прирост составит 5 млрд. 933 млн. рублей. Сумма налоговых доходов составит 28 млрд. 637 млн. рублей и увеличится по сравнению с оценкой текущего года на 4 млрд. 582 млн. рублей или на 19 %. На 98 % налоговые доходы сформированы за счет поступления четырех основных налогов: - налога на прибыль организаций – 29 %; - налога на доходы физических лиц – 30 %; - акцизов по подакцизным товарам – 30 %; - налога на имущество организаций – 9 %. Поступление в 2012 году налога на прибыль организаций прогнозируется в сумме 8 млрд. 165 млн. рублей. Более 30 % налога сформировано за счет организаций, осуществляющих инвестиционные проекты. Поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в объеме 8 млрд. 457 млн. рублей или 113 % к оценке на 2011 год. Прогноз поступления акцизов сформирован на основании данных производителей подакцизной продукции, ставок и нормативов отчислений, установленных федеральным законодательством. По всем видам подакцизной продукции сумма акцизов планируется в объеме 8 млрд. 691 млн. рублей или 138 % к оценке текущего года. Прогнозируемый объем поступлений налога на имущество организаций в 2012 году составит 2 млрд. 644 млн. рублей. Это на 58 % больше ожидаемого поступления в 2011 году. Транспортный налог, подлежащий зачислению в областной бюджет, рассчитан на основе данных регистрирующих органов о количестве транспортных средств. Ставки налога установлены областным законом «О транспортном налоге на территории Калужской области». Безвозмездные поступления учтены в доходах областного бюджета на 2012 год в сумме 4 млрд. 176 млн. рублей. В том числе: - из федерального бюджета – 2 млрд. 765 млн. рублей; - из федерального фонда обязательного медицинского страхования – 980 млн. рублей; - от Государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ – 431 млн. рублей. В условиях сокращения дотации из федерального бюджета на 241 млн. рублей или на 42 % развитие собственной налоговой базы приобретает особую актуальность. В последние годы правительством области в этом направлении много сделано. Отдача уже стала заметной, что выражается в стабильных темпах роста прямых налогов. РАСХОДЫ Общий объем расходов областного бюджета на 2012 год определен в сумме 38 млрд. 916 млн. рублей. Это составляет 106 % к расходам 2011 года. По-прежнему расходы областного бюджета имеют социальную направленность. На эти цели проектом предусмотрено 24 млрд. 406 млн. рублей или почти 63 % от общего объема расходов. В том числе: - на образование – 7 млрд. 988 млн. рублей или с ростом к 2011 году более чем на 27 %; - культуру и кинематографию – 331 млн. рублей, рост на 4 %; - здравоохранение – 8 млрд. 35 млн. рублей, на 53 %; - физическую культуру и спорт – 588 млн. рублей (здесь снижение); - социальную политику – 7 млрд. 464 млн. рублей, на 20 %. При расчете расходной части проекта областного бюджета учтены следующие особенности. С 1 января 2012 года расходы на дорожное хозяйство планируются в рамках формирования дорожного фонда Калужской области. Бюджетные ассигнования на оплату труда работников государственных учреждений области рассчитаны с учетом индексации заработной платы с 1 октября 2012 года на 6 %. Исключение составляют работники, по которым принято отдельное решение по изменению размеров и системы оплаты труда. Стипендиальный фонд государственных учреждений с 1 сентября 2012 года также увеличен на 6 %. Одновременно предусмотрено поэтапное совершенствование оплаты труда в бюджетном секторе с усилением ее стимулирующего характера. Кроме того, учтено прогнозируемое среднегодовое изменение величины прожиточного минимума на 2012 год на 11,45 %. Начисления на выплаты по оплате труда учтены в размере 30,2 %. Бюджетные ассигнования на предоставление льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан, по которым в соответствии с нормативными правовыми актами Калужской области предусмотрена ежегодная индексация, запланированы исходя из численности соответствующей категории граждан и уровня инфляции в размере 7,2 %. Бюджетные ассигнования на оплату коммунальных услуг рассчитывались в соответствии с планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. При этом индексация данных расходов учтена с 1 июля 2012 года на 12 %. Социально значимые расходы, такие как приобретение продуктов питания, медикаментов и ГСМ, планировались с индексацией на 7,2 %. Расходы на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения области определены с учетом перевода с 1 января 2012 года муниципальных учреждений здравоохранения в статус государственных. Проект бюджета на 2012 год сформирован с учетом передачи финансового обеспечения полиции в полном объеме на федеральный уровень. Кроме того, при расчете расходов на образование и здравоохранение учтена необходимость выполнения соглашений по модернизации региональной системы общего образования и здравоохранения. Самыми значимыми расходными обязательствами, на которые предусматриваются дополнительные финансовые ресурсы, являются: - введение новой системы оплаты труда работникам учреждений за счет средств областного бюджета – 3 млрд. 118 млн. рублей; - передача расходов на содержание учреждений здравоохранения на областной уровень – 1 млрд. 684 млн. рублей; - предоставление льгот и компенсаций отдельным категориям граждан – почти 447 млн. рублей; - платежи за неработающее население в целях поэтапного их увеличения до федерального тарифа – 206 млн. рублей; - передача с федерального уровня на областной расходов по содержанию 7 учреждений среднего профессионального образования – 162 млн. рублей; - софинансирование строительства областной инфекционной больницы - 129 млн. рублей; - создание спортивной школы в г. Обнинске – 50 млн. рублей; - проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, – 51 млн. рублей. Областной бюджет ориентирован на формирование расходов программно-целевым методом. На 2012 год данные расходы сформированы в объеме 31 млрд. 256 млн. рублей. Их доля составила более 80 % общего объема расходов. Средства в сумме 121 млн. рублей, выделяемые в 2012 году на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие электронного правительства Калужской области на период 2011-2015 годов», предполагается направить на развитие инфраструктуры оказания государственных услуг в электронном виде. В результате повысится эффективность работы органов государственной власти за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Развитие технологической инфраструктуры электронного правительства также позволит гражданам и бизнесу удаленно взаимодействовать с властью. В 2012-2014 годах бюджетные ассигнования в размере 170 млн. рублей ежегодно предполагается направить на строительство объектов технопарка «Обнинск». Будет активизирована деятельность по наращиванию резидентной инфраструктуры технопарка: инноваторов, инвесторов и заказчиков инновационной продукции. Это позволит увеличить число рабочих мест, приведет к росту заработной платы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Средства в рамках ведомственной целевой программы «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области» предусматривается направить на предоставление субсидий и грантов организациям, приобретающим современное оборудование и программное обеспечение. Реализация данного направления позволит к 2014 году довести объем привлеченных внебюджетных средств на финансирование инновационных проектов в расчете на 1 рубль бюджетных средств до 3 рублей 88 копеек. С 2012 года финансирование дорожного хозяйства будет осуществляться за счет средств дорожного фонда Калужской области. Фонд создан в рамках областного бюджета. Его целью является финансовое обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения области. На 2012 год в рамках дорожного фонда предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 2 млрд. 885 млн. рублей. Эти средства позволят увеличить долю отремонтированных дорог к общей протяженности дорог опорной сети с 37 % в 2010 году до 60 % в 2012 году. За 2012-2014 годы будет построено и реконструировано почти 46 км автомобильных дорог и 276 погонных метров мостовых сооружений. С целью поддержания благоприятного инвестиционного климата и повышения заинтересованности муниципальных образований в сборе транспортного налога с физических лиц 50 % этого доходного источника будут направлены в местные бюджеты: - 193 млн. рублей на ремонт автомобильных дорог местного значения; - 46 млн. рублей на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, соединяющих сельские населенные пункты. Общий объем ассигнований на поддержку сельского хозяйства в 2012 году составит более 1 млрд. рублей. В том числе на реализацию целевых программ: - «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции» - 632 млн. рублей; - «Социальное развитие села» - 146 млн. рублей; - «Развитие молочного скотоводства» - 48 млн. рублей; - «Развитие мясного скотоводства» - 45 млн. рублей; - «Развитие потребительской кооперации» - более 8 млн. рублей. В первоочередном порядке средства будут направлены на мероприятия, по которым предусматривается софинансирование из федерального бюджета. В текущем году на обеспечение жильем отдельных категорий граждан будет направлено 855 млн. рублей. В 2012 году эта работа будет продолжена. За счет средств субвенций из федерального бюджета в сумме 743 млн. рублей улучшат жилищные условия: - 70 граждан льготных категорий; - 270 ветеранов Великой Отечественной войны; - 210 семей военнослужащих, уволенных с военной службы. Инвестиционные расходы по перечню строек и объектов для государственных нужд области составят в 2012 году 1 млрд. 527 млн. рублей. В рамках областной целевой программы «Газификация Калужской области» средства будут направляться на софинансирование строительства объектов газификации и газоснабжения по плану-графику синхронизации с ОАО «Газпром» и на проектно-изыскательские работы. На данные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 450 млн. рублей. В 2012 году предполагается ввести в эксплуатацию 201 км газовых сетей, из них межпоселковых газопроводов – 20 км, внутрипоселковых – 181 км. Уровень газификации в целом по области за 2012 год составит 76 %, в сельской местности – 61 %. В 2012-2014 годах на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта» запланированы средства в сумме 327 млн. рублей ежегодно. Эти средства будут направляться на выполнение строительно-монтажных работ и разработку проектно-сметной документации по спортивным объектам. В 2012 году это: - крытый конноспортивный манеж с восстановительным центром на базе «СДЮСШОР по конному спорту»; - физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Кирове; - спортивный центр с плавательным бассейном и крытым ледовым катком в г. Людиново; - спортивный комплекс в г. Обнинске. В 2012-2014 годах ежегодно планируется выделять: - 129 млн. рублей на обеспечение реконструкция и расширение зданий военного городка в пос. Грабцево под инфекционную больницу на 125 коек; - 139 млн. рублей на строительство Перинатальный центр на 230 коек Калужской областной больницы. В рамках долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства» предусматривается ежегодно выделять бюджетные средства: - в сумме 69 млн. рублей на предоставление субсидий некоммерческим организациям для развития жилищного строительства, в том числе жилья экономкласса; - в сумме 32 млн.рублей на осуществление мер по строительству арендного жилья; - в сумме 32 млн. рублей на предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям. Планируется увеличение средств более чем в 2 раза на питание обучающихся в учреждениях профессионального образования. Расширяются возможности использования одноканального финансирования в здравоохранении. Основным направлением здесь будет формирование полного тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Одним из основных приоритетов представленного законопроекта является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям. Бюджетные средства на реализацию этой задачи будут выделены в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Чистая вода» в сумме 792 млн. рублей. В том числе: - муниципальным образованиям в виде межбюджетных субсидий - 200 млн. рублей; - на строительство станций очистки сточных вод - 198 млн. рублей; - на капитальный ремонт водопроводных сетей областной собственности – 132 млн. рублей. В результате реализации мероприятий программы: - аварийность на водопроводных сетях сократится на 17 %; - обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения увеличится почти до 70 %. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на 2012 год определен в сумме 12 млрд. 339 млн. рублей. Основные изменения структуры межбюджетных трансфертов по сравнению с 2011 годом связаны с передачей полномочий муниципальных образований по финансированию здравоохранения на областной уровень. По согласованию с представительными органами муниципальных образований часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в сумме 1 млрд. 66 млн. рублей. По отношению к текущему финансовому году рост замененной дотации составит 478 млн. рублей. Благодаря этому количество муниципальных районов, по которым дополнительный норматив превышает 50 %, увеличится более чем в 2 раза. В целом объем средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) с учетом замены второй части дотации дополнительными нормативами отчисления от НДФЛ возрастет по сравнению с текущим годом более чем на 400 млн. рублей или на 32 % При расчете объема субвенций на обеспечение переданных государственных полномочий были учтены рост тарифов на коммунальные услуги, индексация оплаты труда и социальных пособий, а также снижение отчислений во внебюджетные фонды. Общий объем субвенций бюджетам муниципальных образований на 2012 год составит 9 млрд. 931 млн. рублей или с ростом к уровню текущего года почти на 18 %. Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в виде субсидий, в 2012 году составит 1 млрд. 505 млн. рублей или 12 % от общего объема межбюджетных трансфертов. Основная часть субсидий - 65 %, будет направляться на реализацию целевых программ. Кроме того, в целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства будет выделено 96 млн. рублей. В рамках долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на предоставление субсидии молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотрены средства в объеме 140 млн. рублей. За счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилья и капитальный ремонт многоквартирных домов будет выделено 431 млн. рублей. *** В заключении хочу отметить, что исполнение предусмотренных законопроектом обязательств позволит значительно повысить качество жизни населения области. Этому будет, в первую очередь, способствовать: - повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; - реализация программы «Чистая вода»; - переход на качественно новый уровень содержания и ремонта дорог.
______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:50 |