Официальные выступления и интервьюБюджетная политика, проводимая в регионе в 2010 году, была направлена на достижение целей и задач, поставленных в Бюджетном послании Президентом России Д.А. Медведевым. Областной и местные бюджеты формировались и исполнялись с учетом восстановления положительной динамики экономического роста. ДОХОДЫ Таких показателей удалось достичь за счет реализации стратегии развития области и скоординированной работы по администрированию доходов. В отчетном году реализуемые в регионе крупные инвестиционные проекты вышли на плановые мощности. За 2010 год в консолидированный бюджет области только от трех предприятий (ООО «Фольксваген Груп Рус», ЗАО «Вольво Восток» и ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга») поступило 3 млрд. 553 млн. рублей. Это составило 12 % общего объема налоговых доходов и более 30 % их прироста. Реализация инвестиционных проектов оказала положительное влияние на отраслевую структуру налога на прибыль организаций. Налог, перечисляемый предприятиями обрабатывающих отраслей экономики, вырос за отчетный год более, чем в 4 раза. Его доля в общей сумме налога на прибыль увеличилась с 29 % в 2009 году до 54 % в 2010 году. На счета муниципальных образований области в 2010 году поступило налоговых и неналоговых доходов 10 млрд. 376 млн. рублей. Темп роста к уровню 2009 года составил 116 %. Максимальные показатели прироста обеспечили органы местного самоуправления Боровского, Жуковского, Малоярославецкого, Тарусского районов и города Калуги. Основным фактором повышения сбалансированности местных бюджетов является рост налоговой базы и суммы налогов, собираемых на территории муниципалитетов. Положительная динамика налоговых доходов местных бюджетов - это результат мер, принимаемых руководством области по укреплению собственной доходной базы органов местного самоуправления. С 2006 года сумма налогов, зачисляемых в местные бюджеты, увеличилась почти в 3 раза, а за последний год на 22 %. Большинство органов местного самоуправления занимают активную позицию в вопросах администрирования местных налогов и транспортного налога с физических лиц. Как результат - выполнение практически всеми муниципальными образованиями задания по приросту поступления имущественных налогов с физических лиц и земельного налога с юридических лиц. Вместе с тем, ресурсы по расходам местных бюджетов за счет собственных доходов еще имеются. Участие всех органов власти в мероприятиях по мобилизации доходов обеспечивалось через межведомственную комиссию при Губернаторе Калужской области по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов в бюджетную систему. В 2010 году существенно повысился статус этой комиссии, расширились полномочия и состав. Она объединила функции двух ранее действующих комиссий: по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины и по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате и повышения уровня оплаты труда. В 2010 году проведено 44 заседания. В результате, приглашенные на них для отчетов предприятия и организации области погасили задолженность по платежам: - во внебюджетные фонды в размере 133 млн. рублей; - в бюджеты бюджетной системы - более чем на 116 млн. рублей. Количество организаций, имеющих задолженность по заработной плате, за 2010 год сократилось с 76 до 12. С начала года задолженность по заработной плате снижена на 29 млн. рублей. Аналогичные комиссии действуют в муниципальных районах и городских округах области. Министерством финансов ежемесячно проводился мониторинг их работы. Всего за 2010 год проведено 780 заседаний. Результатом стало снижение: - налоговой задолженности на сумму более 205 млн. рублей; - задолженности по платежам во внебюджетные фонды на сумму более 68 млн. рублей; - задолженности по заработной плате на сумму более 9 млн. рублей. РАСХОДЫ Межбюджетные отношения. Общий объем межбюджетных трансфертов, направленных бюджетам муниципальных образований области в 2010 году, составил 10 млрд. 307 млн. рублей. Рост к 2009 году составил 2 млрд. 418 млн. рублей или почти 31 %. Наиболее значительные суммы были предоставлены муниципальным образованиям в форме: - субвенции на обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях – 2 млрд. 507 млн. рублей; - субвенций на финансирование отдельных государственных полномочий по социальной сфере, в том числе на выплату пособий и компенсаций льготным категориям граждан, – 3 млрд. 106 млн. рублей; - межбюджетных субсидий - 2 млрд. 214 млн. рублей. Общая сумма средств, предоставленных на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в 2010 году составила 1 млрд. 29 млн. рублей с ростом к 2009 году почти на 5 %. В общем объеме доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований удельный вес межбюджетных трансфертов (без субвенций и иных трансфертов разового характера) составляет в среднем 19 %. Данный показатель колеблется от 12 % по муниципальному образованию «Город Калуга» до 36 % по муниципальному образованию «Мосальский район». Общий объем субвенций бюджетам муниципальных образований в 2010 году составил 6 млрд. 367 млн. рублей. Из них 39 % направлено на исполнение полномочий в области образования, 42 % - на оказание мер социальной поддержки льготных категорий граждан. На муниципальном уровне огромная работа была проведена органами социальной защиты населения. Благодаря этому переход от предоставление льгот по ЖКУ из натуральной формы в денежную в нашей области прошел в плановом режиме. Большую роль в улучшении условий жизни населения области оказало предоставление финансовой помощи в виде субсидий. Из них почти пятая часть направлялась в рамках областных и федеральных целевых программ. С целью обеспечения нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных учреждений в конце отчетного года местным бюджетам была оказана дополнительная финансовая помощь на сумму 268 млн. рублей. Кроме того, в 2010 году шесть муниципальных образований получили гранты за достижение наилучших показателей деятельности. Это: «Думиничский район», «Малоярославецкий район», «Тарусский район», «Перемышльский район», «Юхновский район» и «г.Калуга». В областное законодательство, регулирующее вопросы межбюджетных отношений, в 2010 году были внесены существенные изменения. Они ориентированы на обеспечение более полного учета условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг. Активное участие в этой работе приняли и муниципальные образования. * * * Уважаемые коллеги! Итоги 2010 года свидетельствуют, что острая фаза экономического кризиса осталась позади. По большинству показателей уже заметен рост, а по многим – превзойден уровень докризисного 2008 года. При этом необходимо отметить, что рассчитывать на постоянный рост темпами прошлого года в нынешних финансово-экономических условиях не приходится. В этой связи целесообразно строить бюджетную политику на основе оптимизации расходов, предельно экономного и максимально эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Главная же цель бюджетной политики, как и ранее, - решение тех ключевых задач, от которых зависит эффективное развитие нашей области и повышение качества жизни жителей. Для достижения этой цели нужно развивать собственную налоговую базу, увеличивать собираемость налогов и иных платежей в бюджет. Поэтому в области доходов нам предстоит решать следующие основные задачи: - улучшать администрирование налогов за счет повышения уровня взаимодействия органов власти, налоговых органов, регистрирующих органов и налогоплательщиков; - создавать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства; - добиваться максимальной мобилизации имущественных налогов. В первую очередь, земельного налога и налога на имущество физических лиц. - уделять особое внимание в работе комиссий по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины организациям, регулярно допускающим нарушения налогового и трудового законодательства. В 2010 году впервые был проведен мониторинг оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. Результаты размещены на официальном сайте органов исполнительной власти. Эта работа будет продолжена и в 2011 году. При этом, требования к критериям оценки будут повышены. Планируется также переход к электронному взаимодействию казначейского управления с получателями бюджетных средств. Это позволит улучшить качество услуг в платежной сфере, сократить сроки обработки документов, уменьшить бумажный документооборот. В результате будут снижены административные и бюджетные издержки. Основной целью финансовых взаимоотношений между региональным и местными бюджетами должно стать создание условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления. Ключевой функцией министерства финансов области в рамках достижения данной цели является прозрачное, предсказуемое и эффективное распределение межбюджетных трансфертов. Это позволит муниципальным органам власти обеспечить удлинение горизонта финансового планирования. Будет продолжена практика мониторинга местных бюджетов на предмет соблюдения требований бюджетного законодательства. Таким образом, приоритетные задачи для муниципальных образований в текущем году: - обеспечение выполнения полученных заданий по увеличению поступлений доходов; - разработка и реализация программ повышения эффективности бюджетных расходов; - подготовка к реализации в полном объеме норм Федерального закона № 83-ФЗ; - повышение уровня финансового менеджмента и внедрение передовых методов управления местными финансами. При этом, необходимо использовать аналитическую информацию автоматизированной системы управления бюджетным процессом;
______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:50 |