Официальные выступления и интервьюУважаемые Анатолий Дмитриевич, Валерий Васильевич! Уважаемые коллеги, приглашенные!
Бюджетная политика, проводимая в 2011 году, была направлена на достижение целей и задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева. Безусловное исполнение действующих расходных обязательств и реализация всех принятых решений была и остается для нас главным принципом ответственной бюджетной политики. ДОХОДЫ Одним из главных направлений работы министерства финансов являлось укрепление собственной доходной базы областного и местных бюджетов. За 2011 год в областной бюджет поступило доходов 33 млрд. 425 млн. рублей. Это на 5 млрд. 259 млн. рублей или почти на 19 % больше чем за 2010 год. Налоговые и неналоговые доходы получены в сумме 22 млрд. 281 млн. рублей. Это на 1 млрд. 49 млн. рублей или на 5 % больше 2010 года. Прирост налоговых доходов составил 1 млрд. 589 млн. или 8 %. Доходная часть консолидированного бюджета области в 2011 году исполнена в сумме 45 млрд. 348 млн. рублей. Темп роста – 118 %. Поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составило 34 млрд. 349 млн. рублей. В том числе налоговые доходы – 31 млрд. 223 млн. рублей или почти 91 % от общего объема поступлений. Прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области составил 2 млрд. 742 млн. рублей или 9 %. Наиболее динамично поступающими налогами являются: - налог на доходы физических лиц, темп роста – 113 %; - налоги, уплачиваемые субъектами малого предпринимательства, - 124 %; - налоги на имущество – 111%. В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета наибольший удельный вес сложился по налогу на доходы физических лиц, на прибыль организаций, акцизам. Поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований области составило 12 млрд. 71 млн. рублей. Это почти на 1 млрд. 694 млн. рублей или на 16 % больше поступлений за 2010 год. В структуре налоговых доходов местных бюджетов более половины приходится на налог на доходы физических лиц. В связи с этим возрастает актуальность мероприятий по повышению заработной платы. В среднем по области за 2011 год на одного работающего приходится почти 32 тыс. рублей налога на доходы физических лиц. Для сравнения в 2010 году данный показатель составлял 28 тыс. рублей, прирост - 13 %. Доля совокупных налогов в налоговых доходах местных бюджетов составила почти 20 %. Законодательством области указанные налоги в полном объеме переданы в местные бюджеты. Прирост совокупных налогов составил более 18 % или 266 млн. рублей. В течение 2011 года органами государственной власти и местного самоуправления предпринимался комплекс мер по мобилизации доходов в консолидированный бюджет. Положительно зарекомендовала себя работа по постановке на налоговый учет объектов недвижимости. Продолжает оставаться актуальной работа комиссий по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов. В 2011 году проведено 43 заседания областной межведомственной комиссии. На них заслушано более 100 организаций. Количество организаций, допускающих задолженность по заработной плате, в течение года сокращено наполовину. Аналогичные комиссии работают на местном уровне. В течение 2011 года проведено 687 заседаний муниципальных комиссий. Рассмотрено более 4 тыс. организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации снижена более чем на 500 млн. рублей. Наибольшее количество (более 40) заседаний проведено комиссиями Боровского, Дзержинского, Малоярославецкого, Медынского, Мосальского и Ферзиковского районов. До формирования бюджета на 2012 год организованы встречи с 37 крупными налогоплательщиками области. Результат - получение достоверной информации о поступлении налогов и повышение реальности оценки исполнения бюджета. Мониторинг поступления доходов по 100 крупным налогоплательщикам области осуществлялся ежемесячно. Постоянно совершенствуется налоговое законодательство области. При предоставлении налоговых льгот, субсидий и грантов отсутствие задолженности по платежам в бюджетную систему и установления соответствующего уровня заработной платы является обязательным. РАСХОДЫ Расходы консолидированного бюджета области исполнены в сумме 47 млрд. 832 млн. рублей или с ростом к 2010 году на 7 млрд. 38 млн. рублей. Темп роста составил 117 %. Расходы на социальную сферу в 2011 году возросли к уровню 2010 года на 21 % и составили 27 млрд. 716 млн. рублей. Доля расходов на социальную сферу составила 58 % от общего объема расходов. На выплату заработной платы в целом по области направлено 14 млрд. 856 млн. рублей, что составляет 31 % от общего объема расходов. Исполнение областного бюджета за 2011 год по расходам составило 35 млрд. 531 млн. рублей. Темп роста к 2010 году – почти 116 %. Просроченная кредиторская задолженность по областному бюджету практически сведена к нулю. По состоянию на 1 января текущего года она составила всего лишь 100 тыс. рублей. Одним из самых значимых показателей, характеризующих качество организации бюджетного процесса в регионе, является переход на программно-целевой метод планирования и исполнения областного бюджета. Если по отчету за 2010 год удельный вес расходов в рамках целевых программ составил 45 %, то в 2011 году - 63 %. А на 2012 год данный показатель увеличился до 80 %. В 2011 году значительное внимание было уделено совершенствованию отраслевых систем оплаты труда. Главная задача – доведение средней заработной платы учителей до уровня средней по экономике, - выполнена. Фонд оплаты труда работникам системы общего образования увеличен почти на 41 %. Из областного бюджета на эти цели было направлено 436 млн. рублей. Еще 246 млн. рублей были выделены на повышение в среднем на 30 % заработной платы работникам здравоохранения. В 2011 году продолжена реализация мероприятий, направленных на поддержку семей с детьми. Так, введены ежемесячные пособия на детей одиноких матерей до достижения детьми возраста семи лет в размере 5 тыс. рублей, на второго и последующих детей в возрасте от полутора до трех лет - в размере 4 тыс. рублей. В отчетном году в области жильем были обеспечены 190 детей-сирот. На это израсходовано 187 млн. рублей. Особое внимание было направлено на развитие физической культуры, спорта, молодежной политики и туризма. В 2011 году на реализацию ДЦП «Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2011-2015 годы» направлено 997 млн. рублей. Из них 810 млн. рублей – инвестиционные расходы. Проведение значительной работы по реализации Федерального закона № 83-ФЗ позволило нам в числе первых в России с 2011 года в полном объеме выполнить нормы этого закона в отношении государственных учреждений. А с 1 января текущего года – муниципальных. В результате в области функционируют: - 832 – казенных учреждения; - 452 – бюджетных; - 52 - автономных. Бюджетное финансирование государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания, под конкретные направления и цели. В 2011 году продолжалась реализация Программы Калужской области по повышению эффективности бюджетных расходов. Одним из важнейших ее результатов стало уменьшение доли расходов на государственное управление в общем объеме расходов до 3,6 % или на 0,9 процентных пункта по сравнению с 2010 годом. Большое значение для экономического развития области и привлечения инвесторов имеет состояние дорожной сети. Расходы на дорожное хозяйство за 2011 год исполнены в сумме 3 млрд. 379 млн.рублей или на 20 % больше чем в 2010 году. Отремонтировано 232 км автомобильных дорог. В результате с 60 до 58 % снижена доля дорог регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям. С 2012 года отрасль финансируется через механизм дорожного фонда. Это позволит обеспечить переход на новый качественный уровень работ по содержанию и ремонту автодорог. На протяжении всего отчетного периода при исполнении областного бюджета отсутствовала задолженность по выплате заработной платы и социальным выплатам. В целом итогом исполнения областного бюджета в 2011 году явилось значительное снижение дефицита по сравнению с планом – более чем в 2 раза. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в 2011 году составил 12 млрд. 183 млн. рублей, с ростом к 2010 году - 1 млрд. 876 млн. рублей или 18 %. Основным видом финансовой помощи муниципальным образованиям является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2011 году ее направлено в местные бюджеты 1 млрд. 397 млн. рублей. Рост к 2010 году - 36 %. Наиболее значительные суммы были предоставлены муниципальным образованиям в форме: - субвенции на обеспечение делегированных областью полномочий – 7 млрд. 817 млн. рублей; - межбюджетных субсидий - 2 млрд. 441 млн. рублей; - иных межбюджетных трансфертов – 1 млрд. 189 млн. рублей. Инструментом повышения эффективности муниципального управления является предоставление грантов. В 2011 году 6 муниципальных образований получили гранты за достижение наилучших показателей деятельности. Это муниципальные образования «г. Киров и Кировский район», «Дзержинский район», «Мещовский район», «Куйбышевский район», «Медынский район» и «Город Обнинск». Наиболее значительные суммы грантов предоставлены победителям областного конкурса на звание «Самое благоустроенное муниципальное образование области». По итогам 2010 года гранты получили 6 муниципальных районов, 2 городских округа и 27 городских и сельских поселений. * * * Уважаемые коллеги! Итоги 2011 года свидетельствуют, что область продолжает динамично развиваться. Но останавливаться на достигнутом - это не в наших правилах. Для достижения целей, обозначенных в прогнозе социально-экономического развития области, необходимо улучшать достигнутые показатели. Главная же цель бюджетной политики, как и ранее, - решение тех ключевых задач, от которых зависит развитие нашей области и повышение качества жизни жителей. Для достижения этой цели нужно развивать собственную налоговую базу, увеличивать собираемость налогов и иных платежей в бюджет. Поэтому в области доходов нам предстоит решать следующие основные задачи: - обеспечивать согласованные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления, территориальных федеральных органов. Это необходимо для укрепления финансовой дисциплины организаций, мобилизации доходов, ликвидации задолженности по платежам в бюджеты, соблюдения работодателями трудового законодательства; - добиваться максимальной мобилизации имущественных налогов. В первую очередь земельного налога и налога на имущество физических лиц. Это необходимо проводить и для введения налога на недвижимость. Министерством финансов будет продолжено взаимодействие с рейтинговыми агентствами по мониторингу и поддержанию кредитного рейтинга области. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность области и снизить стоимость заемных средств. Основные задачи на 2012 год в области расходов призваны обеспечить оптимальный баланс расходных полномочий и ресурсов для их исполнения. Это: - повышение доли расходов, реализуемых программно-целевым методом; - создание эффективной структуры занятости в бюджетной сфере; - реализация основных направлений приоритетных национальных проектов, участие в федеральных целевых программах; - переход на отраслевые системы оплаты труда в тех отраслях бюджетной сферы, где они еще не внедрены. Дополнительные расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Акценты финансового контроля будут смещены с контроля смет и затрат на контроль количества, качества и себестоимости выполнения услуг. Новыми механизмами повышения эффективности использования бюджетных средств являются различные способы привлечения средств бизнеса. Для реализации инвестиционных проектов по созданию инженерной и социальной инфраструктуры необходимо шире применять механизмы государственно-частного партнерства. Особо хочу отметить, что в 2012 году нам предстоит провести работу по модернизации автоматизированной системы управления бюджетным процессом. Это позволит улучшить качество планирования и исполнения бюджетов, подготовки бюджетной отчетности, сократить сроки обработки документов. В результате будут снижены административные и бюджетные издержки. Основной целью взаимоотношений между региональным и местными бюджетами является создание условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления. Ключевой функцией министерства в рамках достижения данной цели должно стать повышение результативности использования всех видов межбюджетных трансфертов. Будет продолжена практика мониторинга местных бюджетов на предмет соблюдения требований бюджетного законодательства и оценки качества организации бюджетного процесса. Таким образом, приоритетные задачи для муниципальных образований в текущем году: - обеспечение выполнения задания по приросту налогов на совокупный доход; - обеспечение максимального поступления налогов, уплачиваемых физическими лицами, в связи с применением единого срока уплаты по имущественным налогам; - проведение мероприятий по привлечению в бюджет средств самообложения; - реализация в полном объеме норм Федерального закона № 83-ФЗ; - обеспечение формирования расходов бюджетов программно-целевым методом в размере не менее 50 % общих расходов. Это значит, что во главу угла встает не увеличение числа местных программ, а улучшение их качества. Следует отметить, что на муниципальном уровне недостаточно активно ведется работа по увеличению доли программных расходов; - обеспечение возможности выплаты достойной заработной платы в бюджетном секторе. В том числе за счет внедрения отраслевых систем оплаты труда и формирования эффективной структуры занятости в бюджетной сфере; - соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. *** Уважаемые коллеги! Уверена, что высокий профессионализм и творческое отношение к работе позволят нам успешно решить все поставленные задачи. А от того, насколько качественно мы это сделаем, во многом зависит развитие и области в целом, и каждого муниципального образования. А, в конечном итоге, – качество жизни каждого жителя области. Благодарю за внимание!
______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:50 |