Официальные выступления и интервьюВыступление министра финансов В.И. Авдеевой на расширенном заседании совместной коллегии 4-х министерств по вопросу «Об итогах работы министерства финансов Калужской области в 2014 году и задачах финансовых органов на 2015 год»
Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Уважаемые коллеги, приглашенные!
Замедление роста доходов в 2014 году, вызванное ухудшением общей экономической ситуации, потребовало напряженной и слаженной работы всех участников бюджетного процесса. Благодаря консолидации усилий удалось сохранить положительную динамику роста доходов и обеспечить выполнение всех социальных обязательств. ДОХОДЫ Бюджетная и налоговая политика в 2014 году была направлена на обеспечение экономической и финансовой стабильности путем совершенствования налогового законодательства, обеспечения благоприятного налогового климата, повышения эффективности администрирования доходов и привлечения дополнительных ресурсов в консолидированный бюджет области. В консолидированный бюджет области в 2014 году поступило доходов более 52 млрд. рублей, темп роста к 2013 году составил 102,1 %. Налоговых и неналоговых доходов поступило 44,2 млрд. рублей. По сравнению с 2013 годом прирост составил 791,3 млн. рублей или 1,8 %. Снижение по сравнению с 2013 годом сложилось только по налогу на прибыль организаций – на 1,8 млрд. рублей. В целях обеспечения выполнения бюджетных обязательств органами власти области совместно с территориальными федеральными органами власти, органами местного самоуправления была активизирована работа по мобилизации доходов в консолидированный бюджет области. Важным в этом направлении является работа комиссий по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов в бюджетную систему. На заседаниях комиссий рассматривались не только вопросы погашения задолженности по платежам в бюджетную систему, но и вопросы легализации заработной платы, а также соблюдения работодателями трудового законодательства. Кроме того, на местном уровне рассматривались вопросы постановки на учет объектов налогообложения и погашения задолженности физическими лицами, а также организации, выплачивающие заработную плату ниже 10 тыс. рублей. В 2014 году на комиссиях всех уровней было рассмотрено финансовое состояние более 3 тыс. организаций, вопросы соблюдения налогового законодательства более 2 тыс. индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Результатами работы комиссий стало: – поступление в бюджетную систему более 800 млн. рублей за счет погашения задолженности по обязательным платежам; – погашение задолженности по заработной плате на сумму более 66 млн. рублей; – сокращение более чем на 21 процент количества работодателей, выплачивающих заработную плату ниже 10 тыс. рублей; – постановка на учет дополнительно более 9 тыс. объектов налогообложения, собственниками которых являются физические лица. В течение 2014 года проведена работа по совершенствованию налогового законодательства области. В частности, расширена возможность применения налоговой льготы по налогу на имущество тем организациям, которые осуществляют модернизацию производства. По отдельным категориям транспортных средств, являющихся объектами налогообложения транспортным налогом, увеличены налоговые ставки. В ходе этой работы уделялось внимание субъектам малого и среднего предпринимательства. На 2015 год сохранены пониженные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в научной сфере, установлена пониженная налоговая ставка в размере 5 %. В целях сохранения налоговой нагрузки на малый бизнес размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, оставлен на уровне 2014 года. По землям сельскохозяйственного назначения, используемым не по назначению, установлена максимальная ставка земельного налога в размере 1,5 %. РАСХОДЫ В области расходов работа министерства была направлена на концентрацию финансовых ресурсов на наиболее значимых направлениях, в первую очередь – это обеспечение социальных расходов. Расходы консолиди рованного бюджета области исполнены в сумме 58 млрд. 54 млн. рублей или с ростом к 2013 году в 104,8 %. Более 97 % всех расходов областного бюджета в 2014 году были осуществлены в рамках реализации целевых программ. Следует особо отметить, что большое внимание уделялось повышению эффективности использования бюджетных средств и оптимизации расходов. В 2014 году важное значение придавалось реализации майских указов Президента Российской Федерации в части оплаты труда отдельных категорий работников. С целью недопущения необоснованных начислений заработной платы регулярно проводился мониторинг размера средней заработной платы, сложившейся по отдельным категориям работников в соотношении с фактически складывающимся размером средней заработной платы по экономике региона. Была продолжена работа по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда. Главная задача - установление предельных уровней соотношения средней зарплаты руководителя учреждения и работника. Дальнейшее продолжение получила совместная работа с министерством конкурентной политики по анализу результатов размещения заказов на поставку товаров, работ и услуг. Общая сумма экономии составила более 600 млн. рублей. В отчетном году была проведена инвентаризация установленных социальных выплат и льгот. В результате внесены изменения в законодательство, регулирующее вопросы предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в части усиления адресности, а также применения его норм относительно специалистов, работающих и проживающих на селе, с учетом общеустановленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг. В сентябре 2014 года в соответствии с поручением Губернатора области был разработан план мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов областного бюджета. Реализация плана позволила изыскать дополнительные резервы. В результате проведенной совместно с министерствами области работы оптимизированы расходы и сокращены непервоочередные затраты на сумму более 300 млн. рублей. Постановлением Правительства Калужской области был утвержден план мероприятий по сокращению государственного долга Калужской области. В его рамках были реализованы мероприятия по росту налоговых и неналоговых доходов бюджета, оптимизации бюджетных расходов и сокращению государственного долга Калужской области. В отчетном году вступил в силу Федеральный закон о контрактной системе. Контрольная деятельность министерства за осуществлением государственных закупок была приведена в соответствие с его требованиями. В прошедшем году только в результате проверки правильности применения нормативных документов в строительстве экономия бюджетных средств за 2014 год составила в пределах 230 млн. рублей. В отчетном году министерство финансов Калужской области активно взаимодействовало с Минфином России по предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях замещения привлеченных коммерческих кредитов и частичного покрытия дефицита бюджета области. В результате областному бюджету было предоставлено бюджетных кредитов на общую сумму 2 млрд. 512 млн. рублей. Это позволило отказаться от привлечения в конце года коммерческих кредитов и сэкономить значительные средства на обслуживание долговых обязательств. Проводимые мероприятия позволили более активно работать с федеральными министерствами по привлечению дополнительных средств на софинансирование областных мероприятий из федерального бюджета. В течение 2014 года дополнительно поступило межбюджетных трансфертов на общую сумму 3 млрд. 689 млн. рублей. Это на 84 % больше первоначально утвержденного плана. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Значительной частью расходов областного бюджета являются межбюджетные трансферты, обеспечивающие выполнение ряда важных социально-экономических функций на муниципальном уровне. В 2014 году бюджетам муниципальных образований области было направлено 16 млрд. 651 млн. рублей с ростом к 2013 году на 838 млн. рублей. Темп роста составил 105,3 %. В целях повышения самостоятельности и ответственности муниципальных образований в 2014 году продолжено использование механизма максимальной замены дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Размер дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц возрос с 67,9 % до 72,1 %. У 13-ти муниципальных районов он достиг максимального значения, что больше по отношению к уровню 2013 года в 1,6 раза. В 2014 году внедрен механизм стимулирования органов местного самоуправления по увеличению налогового потенциала в виде грантовой поддержки муниципальных образований области. Соответствующие гранты получили муниципальные образования: «Боровский район», «Мосальский район» и «Сухиничский район». Многое уже сделано и есть определенные результаты. Но предстоит сделать еще больше. ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД В сложившихся условиях всем участникам бюджетного процесса как на областном, так и на муниципальном уровнях, следует проводить мероприятия по максимальной мобилизации доходов, выявлению резервов. Следует отметить, что в 2014 году мероприятиями по легализации заработной платы в муниципальных районах области было охвачено только третья часть работодателей, выплачивающих заработную плату ниже 10 тысяч рублей. В городских округах – чуть более 10 процентов. Считаем необходимым в текущем году значительно активизировать эту работу, особенно в городских округах. Продолжает оставаться нерешенной проблема выявления собственников неучтенных объектов недвижимости и привлечение их к налогообложению. Необходимо максимально активизировать работу в этом направлении вплоть до оказания содействия в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физических лиц. В этой связи все главы администраций поселений должны обладать полной информацией об объектах недвижимости и земельных участках, расположенных на соответствующих территориях. Необходимо повсеместно использовать имеющиеся возможности по применению к собственникам земельных участков, использующих их не по целевому назначению, максимальной налоговой ставки. В текущем году будет продолжено совершенствование налогового законодательства области. Уже начата работа по введению на территории области порядка исчисления налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. В целях формирования реальной налоговой базы в текущем году запланировано проведение государственной кадастровой оценки. Необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов по местным налогам. Так, правовые акты по регулированию системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не пересматривался в течение ряда лет. В результате налоги в бюджет с высокодоходных видов бизнеса незначительны. Во многих муниципальных образованиях налоговые ставки по земельному налогу имеют широкий диапазон, что затрудняет его администрирование как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Учитывая, что областной бюджет на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов формировался в условиях, которые отличались от текущей ситуации, необходимо подготовить изменения в Закон об областном бюджете. В первую очередь это касается минимизации дефицита областного бюджета. В области расходов предстоит решить следующие задачи. Обеспечить безусловное выполнение всех принятых социальных обязательств, установленных законодательством Калужской области. Продолжить оптимизацию бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития. Необходимо продолжить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, а также оптимизации численности административно-управленческого и вспомогательного персонала учреждений социальной сферы. Это позволит не только сэкономить бюджетные средства, но и создать более комфортные условия для получения услуг, повысить их качество. Кроме того, необходимо обеспечить выполнение мероприятий плана по сокращению государственного долга. Проработать с Министерством финансов Российской Федерации вопросы по замещению привлеченных коммерческих кредитов на кредиты из федерального бюджета и реструктуризации бюджетных кредитов для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. Указанные мероприятия позволят уменьшить долговую нагрузку на областной бюджет, равномерно распределить погашение долговых обязательств на длительный период времени и снизить расходы на обслуживание государственного долга Калужской области. Основной целью финансовых взаимоотношений между региональным и местными бюджетами является создание условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления. Работа министерства будет направлена на дальнейший переход к созданию условий для укрепления их бюджетной самостоятельности, усилению роли стимулирующих механизмов предоставления финансовой помощи из областного бюджета. Проведенные в феврале 2015 года министерством финансов области совместно с налоговыми органами выездные мероприятия, направленные на организацию работы муниципальных образований по мобилизации доходов и оптимизации расходов, показали наличие резервов. Полученные результаты будут положены в основу дальнейшей работы с муниципальными образованиями. Каждым муниципальным образованием будут разработаны соответствующие планы мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов местных бюджетов всех уровней с указанием конкретных мероприятий и сроков их проведения, а также отражением ожидаемых результатов. Таким образом, бюджетная и налоговая политика в этом году будет направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы за счет мобилизации доходов и оптимизации расходов, а также приоритетности и сдерживания роста бюджетных расходов при безусловном исполнении действующих расходных обязательств. Конечно, задачи перед нами стоят непростые. Но я уверена в том, что, максимально используя имеющиеся резервы, мы сохраним условия для дальнейшего развития.
Благодарю за внимание!
______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:50 |