Официальные выступления и интервьюВыступление министра финансов В.И. Авдеевой на расширенном заседании совместной коллегии 4-х министерств по вопросу «Об итогах работы Министерства финансов Калужской области в 2013 году и задачах финансовых органов на 2014 год»
Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Уважаемые коллеги, приглашенные!
Несмотря на сложности, переживаемые российской экономикой, в 2013 году нам удалось сохранить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, исполнить все социальные обязательства. Ресурсы концентрировались на наиболее важных, приоритетных направлениях социально-экономического развития области. ДОХОДЫ Первоочередными задачами бюджетной и налоговой политики в 2013 году являлось обеспечение поступления доходов. В отчетном году была активизирована работа по мобилизации доходов в консолидированный бюджет области. Это позволило не допустить снижения доходов. В консолидированный бюджет области в 2013 году поступило налоговых и неналоговых доходов 43 млрд. 454 млн. рублей. В том числе налоговых доходов – 40 млрд. 436 млн. рублей. Прирост собственной доходной базы консолидированного бюджета составил 1 млрд. рублей или 2 %. Он обеспечен за счет роста большинства налоговых доходов. Исключением стали налог на прибыль организаций и акцизы. Такой темп роста является не ниже среднего в целом по регионам ЦФО. За 2013 год в областной бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов 38 млрд. 86 млн. рублей или на уровне 2012 года. В муниципальных образованиях области сохраняется тенденция роста налоговой базы. В местные бюджеты поступило 13 млрд. 104 млн. рублей. Прирост налоговых и неналоговых доходов составил 947 млн. рублей или почти 8 %. Достигнутый темп роста выше уровня, предусмотренного при формировании бюджетов. Связано это, в первую очередь, с тем, что основную долю в поступлениях составляют налоги, на базу которых могут воздействовать органы местного самоуправления. Одним из основных направлений деятельности министерства была и остается работа комиссий по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины. Межведомственная комиссия при Губернаторе области работала в режиме еженедельных заседаний. Деятельность комиссий на всех уровнях в 2013 году была в большей степени направлена на решение вопросов соблюдения трудового законодательства. Учитывая важность и актуальность этих вопросов, отдельные заседания областной комиссии проходили под председательством Губернатора Калужской области и руководителя Федеральной службы по труду и занятости. В результате задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации снижена на сумму около 680 млн. рублей. Задолженность по заработной плате погашена на сумму более 40 млн. рублей. Вопросы легализации объектов налогообложения, повышения заработной платы и легализации трудовых отношений на территории Калужской области останутся приоритетными и на 2014 год. РАСХОДЫ Устойчивость и сбалансированность бюджета зависит не только от поступления доходов, но и, в немалой степени, от эффективности и рациональности использования бюджетных средств. Расходы консолиди рованного бюджета области исполнены в сумме 55 млрд. 421 млн. рублей или с ростом к 2012 году на 1 млрд. 949 млн. рублей. Темп роста составил почти 104 %. На социальную сферу в 2013 году направлено 33 млрд. 43 млн. рублей. Доля социальных расходов в общем объеме расходов составила 60 %. Исполнение областного бюджета за 2013 год по расходам составило 42 млрд. 236 млн. рублей. Темп роста к 2012 году – 103 %. Следует особо отметить, что большое внимание уделялось повышению эффективности использования бюджетных средств и оптимизации расходов. В 2013 году на областном уровне проведена большая работа по переходу на программный принцип формирования и исполнения бюджета. Это, на наш взгляд, ключевое направление повышения эффективности бюджетных расходов. Были внесены соответствующие изменения в законодательство области. В результате на 2014 год сформирован «программный» бюджет в полном соответствии с новыми требованиями бюджетного законодательства. Таких регионов в ЦФО всего 9 из 18. В целях реализации майских президентских указов 2012 года продолжена работа по совершенствованию отраслевых систем оплаты труда. Главное направление здесь - увязка размера денежного вознаграждения конкретного работника с результатами его деятельности и, что особенно важно, установление предельных уровней соотношения средней зарплаты руководителя учреждения и работника. В целях дальнейшего повышения эффективности бюджетных расходов продолжалась работа по оценке качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета. Результаты мониторинга показывают устойчивую динамику повышения качества управления. Так, общий оценочный балл возрос почти на 7 %. По 17 распорядителям он превысил средний балл. Эта работа будет продолжаться. Совместно с министерством конкурентной политики осуществлялся анализ результатов размещения заказов на поставку товаров, работ и услуг. На его основе мы активно использовали механизм перераспределения экономии на другие значимые мероприятия. Совместно с отраслевыми министерствами осуществлялся постоянный мониторинг и детальный анализ необходимых объемов средств на реализацию майских президентских указов. И, как предусмотрено посланием Президента Российской Федерации, рассматривались возможности и давались конкретные предложения по использованию, в том числе, внебюджетных источников на их реализацию. В 2013 году в рамках модернизации казначейской системы исполнения бюджетов завершен перевод областных учреждений на использование банковских корпоративных карт для получения и внесения наличных средств. В ходе контроля правильности применения нормативных документов в строительстве экономия бюджетных средств составила 240 млн. рублей. Немаловажным инструментом повышения ответственности участников бюджетного процесса является открытость и прозрачность основных аспектов бюджетного планирования. В настоящее время эта задача нами решена: сформирован в доступной и понятной форме и размещен в сети Интернет «Бюджет для граждан». Граждане — и как налогоплательщики, и как потребители общественных благ — могут видеть куда и на какие цели направляются передаваемые ими в распоряжение государства средства, могут самостоятельно сделать оценку достигнутых результатов. Одним из приоритетных направлений деятельности министерства продолжает оставаться контроль за размещением государственного и муниципального заказов. В отчетном году активизирована работа по проведению проверок и разъяснительная работа с заказчиками. Количество проверок возросло по сравнению с 2012 годом на 20 %. В результате снизилось количество контрактов, исполненных поставщиками и подрядчиками с нарушениями. Вместе с тем, по итогам проверочной деятельности в 2013 году возбуждено 142 дела об административных правонарушениях. Рост к 2012 году составил 5 %. В целом итогом исполнения областного бюджета в 2013 году явилось значительное снижение дефицита по сравнению с планом – более 40 %. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в 2013 году составил 13 млрд. 903 млн. рублей. Рост к 2012 году – 1 млрд. 490 млн. рублей или 12 %. В целях повышения самостоятельности и ответственности муниципальных образований используется механизм повышения норматива отчислений от НДФЛ. Количество муниципальных районов, по которым установлен максимально возможный дополнительный норматив 67,9 %, по отношению к 2012 году увеличилось в 2 раза. Одновременно это стимулирует муниципальные образования к увеличению налоговой базы по данному налогу. Подтверждением этому является поступление в местные бюджеты по допнормативу сверх запланированного почти 100 млн. рублей. В 2013 году в очередной раз был проведен мониторинг качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях по трем направлениям: - бюджетное планирование; - исполнение бюджета; - прозрачность бюджетного процесса. Среди муниципальных районов и городских округов наивысшую оценку получили «Сухиничский район», «Жиздринский район» и «Юхновский район». В целом по сравнению с итогами за 2011 год практически все муниципальные образования повысили качество управления бюджетным процессом. Результаты данной работы в конечном итоге влияют на качество управления бюджетным процессом в целом по Калужской области. Это подтвердил своей оценкой Минфин России: качество управления региональными финансами находится на надлежащем уровне – II степень качества. В заключении хочу сказать: мы не должны останавливаться на достигнутом, нам необходимо развивать накопленный положительный опыт. Я уверена, что совместными усилиями мы сможем обеспечить осуществление бюджетного процесса на более высоком уровне. Благодарю за внимание!
______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:50 |