ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА об изъятии помещенийИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
1. Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) установлены правовые основы деятельности акционерного общества «Почта России» (далее АО «Почта России», Общество, Предприятие), особенности порядка его реорганизации и ликвидации, в том числе формирования имущественной базы. В статье 20 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрена примерно такая схема формирования имущественной базы АО «Почта России»: инвентаризация имущества, которое использовала почта России; независимо от того, кто являлся собственником данного имущества, оно передается в федеральную собственность (в Законе не говорится о каких-либо компенсациях, выкупе или добровольности) и вносится в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал АО «Почта России». В части 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ, говорится, что в рамках инвентаризации имущества Предприятием просто составляется перечень объектов с указанием их назначения. Этот перечень включает в себя: 1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения (независимо от того учтены они или нет в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"); 2) объекты недвижимого имущества, предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты); 3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании Предприятия; 4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений части 22 статьи 19 настоящего Федерального закона. В пояснительной записке к проекту данного федерального закона говорится, что необходимость разработки законопроекта обусловлена рядом проблем, связанных с непосредственной деятельностью ФГУП "Почта России", а также неблагоприятным состоянием предприятия, в котором оно находится в настоящее время. В пояснительной записке подчеркивается, что ФГУП "Почта России" выполняет важнейшие государственные и социальные функции в сфере почтовой связи, имеет масштабную сеть отделений почтовой связи (около 42 тыс. отделений). По мнению авторов законопроекта именно этим обусловлен особый порядок приватизации. Это выражается, в частности, в том что решение принимается Правительством РФ на основании специального Федерального закона; предварительная государственная регистрация прав собственности Российской Федерации и права ФГУП "Почта России" на вышеуказанные объекты недвижимого имущества не требуется, если права на такие объекты возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; предусматривается упрощенный порядок, который позволит минимизировать издержки, связанные с оформлением прав на объекты недвижимого имущества, и осуществить передачу имущества в короткие сроки (от года до полутора лет). В пояснительной записке к проекту Федерального закона № 171-ФЗ говорится, что схожие правовые механизмы приватизации ранее успешно использованы при проведении структурных преобразований федерального железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"), при передаче имущественного взноса Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Федеральный закон от 5 июля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии"), а также при передаче имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" (Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О государственной корпорации "Ростехнологии"). В контексте исследуемых отношений это высказывание не совсем корректно – в упомянутых законах муниципальная собственность нигде не фигурировала, устанавливаемые механизмы касались государственной собственности, причем преимущественного федерального уровня. Суммируя вышесказанное можно сделать такой вывод: для исправления результатов некачественного управления государственным предприятием предусматривается особый порядок оформления права собственности на имущество, которое находилось не только в государственной, но и муниципальной собственности; предусматривается безвозмездное изъятие имущества, находящегося в муниципальной собственности. Согласно Федерального закона № 171-ФЗ до 1 октября 2020 Предприятие проводит мероприятия по подготовке объектов недвижимого имущества к внесению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества (часть 4 статьи 20). 2. Экспресс анализ судебной практики показывает, что в разных субъектах РФ есть большое количество судебных решений, связанных с изъятием помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность на основании норм статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ. В большинстве случаев, исковые требования заявляются АО «Почта России», реже органы прокуратуры, выступающие в защиту интересов Российской Федерации. В подавляющем большинстве случаев в судебном порядке признается федеральная собственность на спорные помещения (для иллюстрации приводится по одному решению арбитражного суда от субъекта РФ, хотя только в Республике Коми уже вынесено несколько десятков решений): Архангельская область - Решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.08.2020 по делу N А05-3535/2020; Воронежская область - Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.10.2019 по делу N А14-14508/2019; Ивановская область - Решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.07.2020 по делу N А17-6888/2019; Кабардино-Балкарская Республика - Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 по делу N А20-3123/2019; Калининградская область - Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2019 по делу N А21-12922/2018; Краснодарский край - Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2020 по делу N А32-7207/2020; Ленинградская область - Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2019 по делу N А56-149876/2018; Мурманская область - Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.09.2020 по делу N А42-4870/2020; Республика Карелия - Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2020 по делу N А26-6155/2020; Республика Коми - Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.11.2020 по делу N А29-7065/2020; Республика Саха (Якутия) - Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07.12.2020 по делу N А58-7559/2020; Самарская область - Решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2020 по делу N А55-34876/2019; Смоленская область - Решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.09.2020 по делу N А62-2688/2020 Ставропольский край - Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.09.2020 по делу N А63-6228/2020; Тамбовская область – Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.12.2020 по делу N А64-5656/2020. Большинство решений судов выносится в пользу АО «Почта России», но есть и иные. Более того, есть примеры того, что органы местного самоуправления заявляют ходатайства об обращении суда в Конституционный суд РФ с целью проверки конституционности применяемых норм Федерального закона № 171-ФЗ. Пока суды в этом отказывают. Ситуация усугубляется поведением АО «Почта России», которое отказывается оплачивать арендные платежи, в том числе возникшие до вступления в силу Федерального закона № 171-ФЗ, вынуждая органы местного самоуправления взыскивать сумму задолженности в судебном порядке и провоцируя лишнюю напряженность. 3. Анализ норм федерального законодательства, материалов правоприменительной практики позволяет усомниться в самой юридической конструкции, положенной в основу Федерального закона № 171-ФЗ в части формирования имущественной базы АО «Почта России». Можно приводить нормы Конституции РФ, предусматривающие равенство всех форм собственности (статья 8), запрет на принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения (статья 35), компенсацию расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций (статья 133). Можно приводить и нормы гражданского законодательства, которые основаны на принципах добровольности и возмездности. Подобный механизм безвозмездного перераспределения собственности между разными уровнями публичной власти есть в статье 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – федеральный закон № 122-ФЗ). Однако его нормы многократно были предметом проверки Конституционного суда РФ, который достаточно четко сформулировал позицию о необходимости получения волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П; Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П). Гражданское законодательство довольно последовательно предусматривает механизм изъятия имущества для государственных нужд на условиях возмездности. Конфискация (то есть принудительное изъятие) предусмотрена за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Юридическая конструкция, положенная в основу Федерального закона № 171-ФЗ вступает в определенное противоречие не только с нормами гражданского законодательства и позициями Конституционного Суда РФ, но и законодательством о местном самоуправлении. Так, согласно части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) распоряжение муниципальной собственностью является исключительным полномочием представительных органов муниципальных образований (например, депутаты ряда муниципальных образований Алтайского края отказываются принимать решения о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную). Более того, Конституционный суд РФ довольно последовательно формулирует позицию и о недопустимости скрытых полномочий, когда органы местного самоуправления оказываются в условиях необходимости выполнения государственных функций за счет средств местного бюджета. В статье 20 Федерального закона № 171-ФЗ прямо говорится, что изымаемая собственность будет использоваться в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал АО «Почта России», т.е. для государственных нужд. Конституционный суд РФ неоднократно указывал на то, что в подобных ситуациях необходимо применять нормы статей 19-20 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающие обязательное соразмерное финансирование. Таким образом, конструкция, положенная в основу Федерального закона № 171-ФЗ, выглядит как несправедливая, неконституционная; складывается впечатление, что государство в очередной раз пытается решить собственные проблемы за счет местных бюджетов, ничего не давая взамен - у муниципальных образований просто отбирают их собственность, не предлагая никаких компенсаций. Это все усугубляется общим фоном, когда качество почтовых услуг является плохим, АО «Почта России» не идет на взаимодействие с органами местного самоуправления (Кемеровская область), не оплачивает задолженность по договорам аренды (Тамбовская область), почтовые отделения в сельской местности закрываются, несмотря на обращения органов местного самоуправления (Алтайский, Краснодарский края; Смоленская, Тульская области и др.). Органы местного самоуправления понимают важную государственную и социальную функцию почтовых отделений, особенно в сельской местности, предпринимают определенные усилия по оказанию возможного содействия, выступая в защиту общественных интересов своих жителей - размещают информацию об услугах Почты России на своих сайтах (Краснодарский край), оказывают практическую помощь в подборе кадров (Курская область), оказывают помощь в оплате коммунальных услуг (Смоленская область). 4. В декабре 2020 года Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления был проведен экспресс-опрос органов местного самоуправления через представляющих их интересы ассоциации Советы муниципальных образований субъектов РФ. Было получено более 30 ответов из регионов, представляющих все федеральные округа. В ответах с одной стороны констатировалось низкое качество услуг, оказываемых АО «Почта России», низкие заработные платы почтовых работников и плохое состояние помещений, используемых предприятием. Анализ ответов, полученных от Советов муниципальных образований субъектов РФ, показывает, что на местах ситуация с помещениями, фактически используемыми для предоставления услуг почтовой связи, существенно различается. Есть примеры того, что помещения под почтовые отделения были предоставлены еще в советское время, но есть и примеры того, что помещения предоставлялись лет 10-15 назад на основании совершенно иного законодательства по договорам возмездной или безвозмездной аренды. Есть примеры того, что почтовые отделения располагаются в помещениях, оформленных в муниципальной собственности, в том числе в зданиях местных администраций или использует одну из комнат квартиры. Состояние помещений также существенно различается. Конструкция, предлагаемая в Федеральном законе № 171-ФЗ, подобные нюансы не учитывает. Необходима синхронизация норм статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ и норм Федерального закона № 122-ФЗ, учет фактических особенностей. Передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность должна осуществлять с соблюдением принципов добровольности и возмездной. Советы муниципальных образований дополнительно предлагают и такие механизмы: - если в небольших населенных пунктах под почту предоставлялись помещения, расположенные в жилых домах - бывших квартирах, реконструированных под нежилые помещения, то в случае закрытия почты, помещения бывшей квартиры возвращаются муниципалитету (Ленинградская область); - если помещение, используемое для предоставления почтовых услуг, передается в федеральную собственность, то должно быть законодательно гарантировано его целевое назначение (Свердловская, Ярославская области); - дополнительную защиту прав муниципальных образований как добросовестных приобретатели имущества, находящегося в муниципальной собственности (Ульяновская область). Изъятие в одностороннем порядке имущества, находящегося в муниципальной собственности для муниципальных образований, означает не только утрату муниципальной собственности и доходов от ее использования, но и несение дополнительных расходов в виде подготовке необходимой документации.
..
|